Глава Минфина Украины Наталья Яресько по-прежнему уверена в коммерческом статусе российского кредита. Фото со страницы Министерства финансов Украины в социальной сети Facebook
Международный валютный фонд (МВФ) признал украинский долг в 3 млрд долл. перед Россией суверенным. Этот факт ставит под сомнение аргументы о том, что Москва не может получить другие условия реструктуризации, чем остальные коммерческие кредиторы. Не случайно украинский Минфин опубликовал вчера новые объяснения невозможности выплаты России 3 млрд долл.
Украинский долг перед Россией в размере 3 млрд долл., оформленный в виде еврооблигаций, имеет официальный, а не коммерческий статус, заключил совет директоров МВФ. «Исполнительный совет МВФ принял решение о том, что требование, связанное с еврооблигацией на сумму 3 млрд долл., которая была выпущена 24 декабря 2013 года и держателем которой является Фонд национального благосостояния (ФНБ) РФ, представляет собой официальное требование с точки зрения политики МВФ в отношении просроченной задолженности перед официальными двусторонними кредиторами», – говорится в пресс-релизе фонда.
Как подчеркивают в МВФ, ФНБ действовал от имени правительства России. «Официальные органы РФ по просьбе официальных органов Украины подтвердили группе Euroclear, что данная еврооблигация всегда на 100% находилась в собственности правительства РФ», – указывают в МВФ.
Очевидно, решение совета МВФ означает, что теперь у Украины нет оснований отказываться от переговоров с Россией об условиях погашения задолженности. И, как ранее подчеркивал глава Минфина РФ Антон Силуанов, после того как статус российского долга будет подтвержден, Украина должна будет пересмотреть перечень коммерческих кредиторов, утвержденный ее правительством.
Напомним, ранее в список подлежащих реструктуризации коммерческих долгов Киев включил и российские бумаги на 3 млрд долл. Москва же неоднократно заявляла о своем отказе участвовать в переговорах вместе с частными кредиторами, указывая на суверенный статус российских долговых бумаг. А по условиям соглашения с кредиторами Киев не может другим коммерческих кредиторам предлагать лучшие условия реструктуризации долга.
Однако теперь, когда статус долга на 3 млрд долл. подтвержден, это ограничение на российские бумаги распространяться не должно. То есть у Киева теперь нет формальных причин отказываться от двусторонних переговоров с Россией об условиях погашения бумаг.
Напомним, МВФ в декабре снял ограничение на кредитование стран с просрочкой по суверенным долгам. В результате фонд сможет продолжить кредитование Украины даже в случае, если Киев не погасит 20 декабря долг по еврооблигациям. В то же время условием продолжения кредитования стран, которые не платят по своим долгам, является то, что они должны предпринять «добросовестные усилия» по реструктуризации задолженности перед другими странами. Таким образом, Киев, чтобы выполнить это условие и получить очередной кредитный транш МВФ, должен будет теперь продемонстрировать желание договориться с Москвой.
И теперь РФ ждет от Украины предложений по урегулированию долга с учетом подтверждения МВФ его статуса. «20 декабря – срок оплаты Украиной своих долгов. Мы ждем от Украины предложений с учетом нового решения МВФ, готовы рассматривать их, осталось три дня, поэтому у нас есть план действий. В случае неоплаты Украиной своих обязательств, дефолта Украины по долгам, уже подтвержденным как межгосударственные, мы будем принимать меры по защите своих интересов в судах», – сообщил вчера Антон Силуанов. И, по мнению министра, если дело дойдет до суда, «включение Украиной российского долга в список коммерческих кредиторов и одновременно с этим признание МВФ официального статуса этого долга может быть основанием для улучшения позиции РФ в суде».
Напомним, ранее российские власти предлагали Киеву трехлетнюю рассрочку выплат по еврооблигациям без списания их основной суммы под гарантии со стороны западных стран. Однако этот вариант не был поддержан.
К тому же пока непохоже, что Киев готов идти на контакт с Москвой в вопросе долга. Вчера Минфин Украины распространил сообщение, в котором указывал, что учел позицию МВФ по долгу. «Правительство Украины принимает во внимание позицию исполнительного совета МВФ, что так называемые русские облигации являются официальным долгом», – говорят в Минфине.
В то же время в Незалежной не планируют погашать этот долг. «Независимо от их статуса еврооблигации, срок погашения которых наступает в декабре 2015 года, относятся к долговых обязательств Украины, которые она не может оплатить в соответствии с их первоначальным условием, не нарушая при этом финансовых целей, определенных механизмом расширенного финансирования МВФ», – считают в украинском Минфине. Не могут в Киеве выплатить долг, также и не нарушая «свои договорные обязательства в соответствии с положением о предоставлении лучших преимуществ кредитору». То есть в Киеве по-прежнему говорят о том, что долг в 3 млрд долл. перед Москвой – коммерческий. «Держатели еврооблигаций Украины, срок погашения которых наступает в декабре 2015 года, решили не участвовать в реструктуризации долга, на которую согласились держатели всех выпусков облигаций Украины», – напоминают в Минфине.
Тем самым Киев фактически анонсировал свой дефолт, замечает экс-министр экономики Украины Виктор Суслов. Дефолт же, как отметил Суслов, – «сильнейший удар по репутации Украины как заемщика». «Очевидно, МВФ останется единственным источником средств для Киева», – подчеркивает он.
К решению проблемы украинского долга теперь подключается Германия. «Я встречалась с представителями Минфина РФ под медиацией министра финансов Германии, и они нам помогают, они как посредники», – сообщила глава Минфина Украины Наталья Яресько. «Мы с ними в контакте через наших немецких партнеров каждый день», – приводит ее слова РИА «Новости-Украина».
И, похоже, это посредничество продолжается не один день. В частности, по ее словам, на встрече с коллегой Антоном Силуановым в Перу в начале октября они общались уже при участии министра финансов Германии. «Теперь Украина контактирует с Россией в вопросе реструктуризации долга только через немецких посредников», – заметила Яресько.
Участие Германии в решении судьбы украинского долга выглядит вполне логичным, считают эксперты. Посредник между Киевом и Москвой необходим из-за сложных межгосударственных отношений, полагает директор Центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов. Однако посредничество Германии не означает, что в процессе не могут участвовать и другие заинтересованные стороны, отмечает зампредправления Локо-Банка Андрей Люшин.
Основным мотивом посредничества Германии может быть попытка снятия напряженности в Европе, считает аналитик компании «Финам» Богдан Зварич. «Германия активно участвовала в Минских переговорах. И теперь пытается найти экономические точки соприкосновения России и Украины», – говорит он. Вторым фактором, по мнению аналитика, выступает и угроза дефолта страны, который при любых обстоятельствах негативно влияет на облигационные рынки. «МВФ же специально под ситуацию возможного дефолта Украины изменила свои правила, что позволит фонду в дальнейшем выдавать кредиты стране. Но, как мне кажется, Германия пытается не допустить такого развития событий, чтобы не создавать прецедент, который может иметь долгосрочные негативные последствия для МВФ», – подчеркивает Зварич.
В то же время пока маловероятно, чтобы Германия представила какие-либо финансовые гарантии по выплате долга, полагает Коптелов. «Скорее всего будет предпринята попытка договориться о списании части долга или серьезной отсрочке по его уплате взамен за представление России определенных уступок в сфере экономического сотрудничества», – указывает эксперт.
Между тем угроза дефолта, похоже, не пугает украинское руководство. «Дефолт не окажет серьезного влияния на состояние украинской экономики. Следовательно, у Киева нет оснований идти на уступки в вопросе условий реструктуризации долга», – считает Зварич. А раз так, то российское руководство с большей долей вероятности пойдет в суд. И такая вероятность оценивается экспертом в 90%. Посредничество Германии в споре Киева и Москвы будет продолжаться и в суде, считает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. «В таких спорах стороны вполне могут прийти к какому-либо решению по соглашению сторон, где также нужен будет посредник», – замечает он. И одним из таких решений, по мнению эксперта, может быть пролонгация выплат.
Впрочем, передача английскому судье решения судьбы 3 млрд долл. из российского бюджета может оказаться слишком рискованным шагом. Ведь судья в Великобритании может принять во внимание все аспекты военно-политического конфликта РФ и Украины. В этом случае возврат долга окажется под большим вопросом.