Премьер-министр Дмитрий Медведев обещает сокращать раздутые расходы на государственный аппарат. Фото РИА Новости
Правительство РФ повторяет прошлогодние бюджетные ошибки, когда оно сверстало бюджет для нефтяных цен в 100 долл. и вынуждено было пересматривать его уже в феврале. В бюджет-2016 министры заложили цену нефти Urals в 50 долл., тогда как сегодня российская нефть стоит уже дешевле 40 долл. Глава Минфина Антон Силуанов оценил будущие потери казны при текущих ценах в 2% ВВП, или 1,6 трлн руб. Значит, в 2016 году не избежать очередного секвестра. Десятую часть бюджетных расходов будущего года придется сокращать. Предстоящий секвестр вряд ли станет стимулом для реформ и повышения эффективности государства. По мнению экс-министра экономического развития Германа Грефа, существующая система госуправления к реформам все так же не готова, как и год назад.
Новый год в России может начаться с очередного секвестра бюджета. Власти опять закладывают в главный финансовый документ страны далекий от реальности прогноз по нефтяным ценам. При этом одни чиновники уже предупреждают о предстоящем бюджетном кризисе, а другие уверяют, что ничего страшного не происходит.
Вчера глава Минэкономразвития (МЭР) Алексей Улюкаев рассказал о своей уверенности, что начиная со второго полугодия 2016-го нефть найдет новый баланс и в среднем она будет стоить около 50 долл. за баррель. Именно такой ориентир заложен в проект бюджета-2016. Если же реализуется консервативный прогноз и нефтяные цены задержатся на уровне 40 долл. за баррель, тогда начнутся проблемы, но, по мнению министра, катастрофы все равно не случится. «Конечно, он (такой прогноз. – «НГ») означает ухудшение возможностей для экономического роста, для инвестиций, но не означает принципиальных рисков для макроэкономической и бюджетной сбалансированности, для социально-экономической ситуации», – сказал глава МЭР.
Пока Улюкаев убеждал в этом Совет Федерации, его заместитель Алексей Ведев на другом мероприятии говорил противоположные вещи: «Сейчас 50–60 долл. за баррель видятся достаточно оптимистичным сценарием», – цитирует Ведева Интерфакс. В свою очередь, глава Минфина Антон Силуанов вчера назвал наступающий 2016 год «наиболее сложным» для бюджета из-за низких цен на нефть. «Нам нужно будет принять ряд мер, пройти этот год. Если решим все вопросы по бюджету, мы станем сильнее с точки зрения финансовой состоятельности и самостоятельности», – пояснил он.
Что это за «ряд мер» – гадать уже не приходится. Речь идет об очередном секвестре. Днем ранее Силуанов оценил потери бюджета в 2016 году. «Потери доходов бюджета следующего года при сложившихся на сегодня ценах на нефть и курсе, по оценке Минфина, могут составить около 2% ВВП. Это значит, что для выполнения задачи Послания президента – удержать дефицит в пределах 3% ВВП – потребуются меры по мобилизации доходов, более консервативный подход к расходам и меры стимулирования экономического роста», – говорил Силуанов. Исходя из проекта бюджета, 2% ВВП равноценны 1,6 трлн руб. Напомним, «НГ» уже писала, что президент Владимир Путин в Послании Федеральному собранию фактически дал Минфину карт-бланш на радикальное урезание расходов (см. «НГ» от 04.12.15).
О неизбежности корректировок сказал вчера и премьер Дмитрий Медведев в телеинтервью: «Если потребуется, если будет продолжаться совсем негативный сценарий на углеводородном направлении… нам придется вносить коррективы».
«И в этом смысле позиция правительства будет абсолютно реалистична», – разъяснил вчера премьер.
Правда, злые языки спрашивают: а почему позиция правительства не была столь же реалистичной годом ранее? Ведь сейчас кабинет министров повторяет ровно ту же ошибку, что и год назад. В конце 2014-го, когда нефть уже устремилась ниже 70 долл. за баррель, правительство не сомневаясь заложило в бюджет-2015 среднегодовую стоимость Urals около 100 долл. за баррель. Итог – 2015 год начался с вынужденного секвестра бюджета, который власти называли менее страшным словом – «корректировки». Сегодня эта история бюджетных просчетов повторяется. Бюджет-2016 сверстан исходя из 50 долл. за баррель. Хотя российская нефть Urals, как уточнил вчера Медведев, уже стоит около 37–38 долл.
Герман Греф уверен, что в России наступил системный кризис, который чреват «качественной деградацией экономики». Фото РИА Новости |
Как пояснил «НГ» директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, правительству в следующем году «надо будет срезать примерно 10%». «Урезание будет неравномерным. Скорее всего начнут резать с инвестиционных расходов. Будут шерстить федеральные целевые программы. Инвестиционные расходы могут сократить даже более чем на 10%. А социальные и военные расходы оставят на потом, сокращений по ним будет меньше», – считает Николаев.
Хотя некоторые эксперты ожидают, что под нож пойдут и социальные расходы. «Очевидно, что в нынешней ситуации расходы на оборону будут только расти. А здравоохранение и образование могут получить меньше бюджетных денег. Полагаю – на 15%», – говорит аналитик компании «Алор брокер» Кирилл Яковенко.
«Секвестр бюджета скорее всего будет произведен «как обычно» – за счет уменьшения финансирования образования, здравоохранения, ЖКХ и культуры, а также содержания министерств и ведомств и расходов на поддержку регионов», – считает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. «Несмотря на заверения властей, на социальную сферу, вероятно, придется львиная доля снижения расходов», – соглашается аналитик QB Finance Мадина Абаева.
Однако Медведев уверял вчера журналистов, что падение социальных расходов за счет наращивания военных – это миф: «Наши социальные расходы стабильны, и они не падают». Правда, стоит уточнить, что, возможно, в номинальном выражении они почти не меняются, однако при существующей инфляции эта стабильность означает их сокращение в реальном выражении. Да и отказ от индексации пенсий по фактическому уровню инфляции – это тоже не что иное, как сокращение социальных расходов, но завуалированное. Премьер упомянул вчера еще одну статью расходов, на которой будут экономить: «Мы приняли решение сократить наши министерства, которые относятся к правительственному блоку… По правительственному блоку мы приняли решение сократить аппарат приблизительно на 10%, начиная со следующего года. Кроме этого, сокращается целый вид расходов на содержание государственного аппарата, принимаются решения по другим направлениям, включая, кстати сказать, даже вопросы пенсионного обеспечения и отпусков госслужащих».
Аналитик холдинга «Финам» Богдан Зварич надеется: «Основной задачей для правительства станет контроль за расходованием бюджетных средств и их эффективностью, что может позволить найти внутренние резервы для покрытия дефицита». Однако эти надежды разделяют не все.
Вчера экс-министр и глава Сбербанка Герман Греф, выступая в Совете Федерации, предупредил, что без реформирования системы госуправления любые другие реформы обречены на провал. «Сегодня, на мой взгляд, нельзя приступать ни к одной социально-экономической реформе в силу того, что система управления в нашей стране абсолютно не готова к тому, чтобы переваривать эти реформы», – цитирует Грефа РИА Новости.
В качестве примера провалов Греф привел ситуацию с большегрузами и системой «Платон». Без должной проработки всех последствий «мы попали в ситуацию, когда на сегодня эта проблема из технической на уровне одного ведомства переросла в проблему, которой теперь будет вынуждено заниматься все правительство», сказал Греф. По его словам, в России наступил системный кризис, который чреват «качественной деградацией экономики».