0
10095
Газета Экономика Интернет-версия

25.11.2015 00:01:00

Модернизация по-китайски оказалась успешнее, чем по-российски

Тэги: экономика, китай, инновации, инвестиции, наука, ниокр, контракт, су35


экономика, китай, инновации, инвестиции, наука, ниокр, контракт, су35 Символом государственных вложений в модернизацию и инновации стало «Сколково». Фото Reuters

Китайские производители претендуют на традиционные рынки сбыта российского экспорта и планируют заместить поставки российской военной техники. При этом заключение с Китаем экспортных контрактов, которое Москва преподносила как доказательство успеха на внешнем рынке, сам Китай рассматривает для себя лишь как переходный этап. Пекин создал негосударственную систему поддержки инноваций, о которой в РФ только мечтают. Около 80% расходов на научные разработки в КНР – инвестиции предприятий. В России же более 80% вложений в инновации и модернизацию – расходы федерального бюджета.

Второй год подряд расходы на научные исследования и инновационные разработки в Китае превышают 2% ВВП КНР. Как передает агентство «Синьхуа», такие данные содержатся в статистической сводке, подготовленной совместно Государственным статистическим управлением, Министерством науки и Минфином КНР.

В прошлом году на эти цели в Китае было потрачено около 1,3 трлн юаней – рост почти на 10% по сравнению с 2013 годом. Большая часть из этой суммы – около 85% – была израсходована на опытно-конструкторские разработки. Еще порядка 11% – вложения в прикладные исследования, остальное – в фундаментальные.

Особый интерес вызывает классификация источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Как следует из обнародованных данных, почти 80% вложений в НИОКР – инвестиции предприятий. Около 15% – вложения научно-исследовательских институтов при правительствах разных уровней. Остальное – расходы вузов.

Расходы на НИОКР растут в Китае именно за счет инвестиций предприятий. Эксперт Госстата КНР Гуань Сяоцзин указывает на возрастающую роль бизнеса как основного источника финансирования научных разработок.

В России ситуация с финансированием НИОКР прямо противоположная. Ранее Аналитический центр при правительстве РФ обнародовал отчет, в котором говорится: «Значительную часть расходов на финансирование НИОКР несет государство. Доля расходов федерального бюджета во внутренних затратах на исследования и разработки составила 80% в 2010–2012 годах и 88% – в 2013 году».

При этом Россия заметно отстает от Китая, а также многих других стран по уровню вложений в НИОКР в долях ВВП. В начале ноября ЮНЕСКО обнародовала доклад, посвященный перспективам мировой науки. И в нем сообщается, что в 2013 году в России все затраты на НИОКР составили 1,12% от ВВП. За 10 лет – с 2003 по 2013 год – Россия даже снизила по отношению к ВВП свои расходы на научные и инновационные разработки. В 2003-м показатель был 1,29% ВВП.

Для сравнения: в 2013 году в Германии на эти цели было направлено 2,94% от ВВП, в США – 2,81%, в КНР – 2,02%, в Великобритании – 1,63%, в Бразилии – 1,21%. Меньше, чем Россия, в НИОКР вкладывают Турция – 0,95% ВВП, Индия – 0,81%, ЮАР – 0,76%.

Аналитический центр при правительстве, ссылаясь на данные Организации экономического сотрудничества и развития, уточняет, что среди мировых лидеров по вложениям в НИОКР Финляндия, Израиль и Корея: эти страны тратят на научные разработки и исследования 3,55; 4,2 и 4,36% от ВВП соответственно.

Напомним, в 2009 году Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента, объявил курс на модернизацию российской экономики и перечислил пять приоритетных направлений: ядерные технологии, информационные технологии, медицинские технологии и фармацевтика, космические системы, энергоэффективность. 

С тех пор российские власти снова и снова возвращаются к теме модернизации и инновационного развития, рассуждая о необходимости диверсифицировать экспорт РФ и уйти от нефтяной зависимости. Однако с существующим подходом к финансированию научных исследований и разработок Россия сейчас явно теряет свои преимущества на ставших для нее уже традиционными рынках сбыта высокотехнологичной продукции, включая вооружения.

Белорусская  реактивная система залпового огня «Полонез» может быть вооружена китайскими ракетами.		Фото с сайта www.tut.by
Белорусская реактивная система залпового огня «Полонез» может быть вооружена китайскими ракетами. Фото с сайта www.tut.by

В конце минувшей недели стало известно, что Россия и КНР после длительных переговоров подписали контракт на покупку Китаем более 20 истребителей Су-35 общей стоимостью 24 млрд долл. Об этом сообщала российская и китайская пресса. Судя по сообщениям прессы, российская сторона с гордостью преподносит этот контракт как доказательство нашего успеха на внешних рынках, называя его беспрецедентным в истории поставок боевых самолетов.

Китайская сторона, однако, относится к контракту иначе. Как пишет «Жэньминь жибао», эксперт по делам ВВС Китая Фу Цзяньшао пояснил, что Су-35 – это переходная модель, Китаю стоит перенять некоторые особенности технологий Су-35 и в будущем перейти на внешние закупки лишь необходимых запчастей, но не готовых самолетов. По его мнению, хоть страны и подписали этот контракт, на самом деле он, вероятно, будет последним крупным заказом Китая на военные самолеты.

Возможно, еще один пример экспортной экспансии Китая – создание аналога российских реактивных систем залпового огня (РСЗО) в Белоруссии с использованием, судя по всему, китайских, а не российских ракет. Речь идет о РСЗО «Полонез», испытания которой прошли, к слову, в Китае.

Эксперты подтверждают: система финансирования НИОКР в Китае кардинально отличается от российской. Как поясняет завотделением востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов, Китай с начала 2000-х годов перешел к такой системе финансирования НИОКР, при которой главным источником инвестиций в научное развитие становятся предприятия, устанавливающие тесную связь с университетами для совместных разработок.

«Сегодня многие китайские университеты имеют очень плотные связи с китайскими предприятиями, большинство лабораторий – совместные. В качестве примера можно привести Шэньянский технологический университет. Он разрабатывает в том числе оборудование и даже компоненты для китайских спутников», – говорит Маслов.

Благодаря этой кооперации китайские университеты сразу получают понимание, в какую сторону им двигаться: под такое сотрудничество заточены многие магистерские и аспирантские программы, уточняет Маслов. По его словам, Китай в этом случае пошел по пути США, а также Великобритании: «Там тоже очень тесная связь между университетами и производством. Наиболее известные примеры – Массачусетский технологический институт, Йель».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
743
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
861
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1222
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
971

Другие новости