Два транспортных коридора Приморья должны облегчить экспорт китайских товаров. Карта с сайта www.vladnews.ru
В декабре Россия подпишет с КНР соглашение о двух транспортных маршрутах для экспорта китайских товаров в Азию через российские дальневосточные порты. Глава Минвостокразвития Александр Галушка заявил вчера, что Пекин заинтересовался транспортными коридорами «Приморье-1» и «Приморье-2», которые могут соединить самым коротким маршрутом северо-восток Китая с морскими портами. Но денег для строительства у РФ явно не хватает. Поэтому наши чиновники надеются привлечь китайских инвесторов, а потом еще и заставить китайцев оплачивать проезд по построенным ими дорогам.
Соглашение о совместном развитии трансграничных транспортных коридоров в Приморье российская и китайская стороны подпишут в декабре в рамках визита в КНР премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, пообещал вчера Галушка на совещании в Находке. По его словам, Минвостокразвития на прошлой неделе провело переговоры с руководством комитета по реформам КНР, в ходе которых было «достигнуто взаимопонимание и договоренность подписать соглашение о сотрудничестве Минвостокразвития и комитета по реформам КНР о совместном развитии транспортных коридоров, соединяющих провинции северо-востока Китая с Дальним Востоком России».
Речь идет о международных транспортных коридорах «Приморье-1» и «Приморье-2». «Приморье-1» должно связать приграничный китайский город Суйфэньхэ, станцию Гродеково, Пограничный район Приморья и порты на востоке края. Предполагается, что по этому коридору грузы из китайской провинции могут следовать кратчайшим маршрутом в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) через российские порты на востоке Приморья. «Приморье-2», в свою очередь, должно связать порты юго-запада Приморья – Посьет, Зарубино и Славянка с провинциями Китая. Это позволит быстро доставлять грузы из северо-восточных в юго-восточные провинции Китая, а также в страны АТР и в обратном направлении.
Расходы на строительство транспортных коридоров, по оценкам специалистов, составят более 200 млрд руб., которых нет ни в краевом, ни в федеральном бюджетах. Поэтому пока не ясно, чьи именно деньги будут вложены в два «Приморья».
Например, как следует из сообщения ТАСС, на модернизацию и реконструкцию автодорог для «Приморья-1» из краевого бюджета в этом году выделено 1,3 млрд руб. В то же время федеральные власти, похоже, пока не намерены выделять средства на строительство дальневосточной инфраструктуры. «На реализацию проектов требуются достаточно большие денежные средства: 172 млрд руб. для «Приморья-1» и около 30 млрд руб. – для «Приморья-2». Выделять такие деньги из бюджета, на наш взгляд, неправильно», – подчеркивал еще в августе зампредседателя правительства Юрий Трутнев. По его мнению, «государство должно не инвестировать в капитальные вложения, а помочь инвесторам зайти на проект, окупить его», то есть сделать интересным для инвесторов. Правда, прежде всего проект необходимо сделать «понятным, прозрачным и окупаемым», подчеркнул полпред. «Оба проекта должны быть представлены с точки зрения уже понятных, сбалансированных, окупаемых инвестиционных продуктов», – говорил Трутнев.
Пока же дорожное строительство идет за счет средств регионального бюджета. «Приморье-1» строится, но темпы строительства мы считаем недостаточными, они ограничены объемами бюджетных средств», – говорил ранее глава Приморского края Владимир Миклушевский. Он также напомнил, что ранее речь шла о том, чтобы привлекать частных инвесторов, и не исключил возможности взимания платы за пользование транспортными коридорами. «Оба коридора могут быть проложены в альтернативном варианте к существующим дорогам и могут быть платными», – подчеркнул Миклушевский.
Явной заинтересованности инвесторов в проекте между тем пока также не видно. И это признают наши чиновники, которые говорят о необходимости создания привлекательной бизнес-модели проекта. На прошлой неделе стало известно, что государственная китайская компания China Merchants Group примет участие в строительстве Большого порта Зарубино с проектной перевалочной мощностью 60 млн т в год. «Особо ценной инвесторам представляется государственная поддержка проекта. Это создание транспортной и инженерной инфраструктуры, а также льготные налоговый и таможенный режимы», – говорится в сообщении администрации Приморья. При этом деталей сотрудничества и сумму возможных инвестиций в администрации не уточнили.
Как сообщили вчера «НГ» в Минвостокразвития, ведомство сейчас проводит конкурс на разработку концепции и финансово-экономической модели транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». «На этой неделе заканчивается срок подачи заявок», – уточнили в Минвостокразвития.
Из-за отсутствия бизнес-проекта строительство двух маршрутов для Китая по российской территории неочевидно. По мнению российских чиновников, одним из ощутимых плюсов от реализации транспортных коридоров станет интеграция их в китайский проект возрождения Великого шелкового пути. «Это выгодно и северо-восточным провинциям Китая, и РФ, и нашему Дальнему Востоку, и Приморью. Проекты «Приморье-1» и «Приморье-2» – как раз и есть практическое взаимовыгодное сопряжение Шелкового пути и Евразийского экономического союза», – уверен Александр Галушка.
В результате строительства транспортного коридора объем внешней торговли между Приморьем и северо-восточной провинцией КНР Хэйлунцзян с использованием транспортного коридора «Приморье-1» к 2025 году должно составить около 80 млн т грузов в год, включая зерно, контейнеры и др., – говорят в Минвостокразвития. «А объем внешней торговли с провинцией Цзилинь и внутренних перевозок, приходящихся на порт Зарубино по коридору «Приморье-2», через 10 лет достигнет около 90 млн т в год», – прогнозирует Галушка. Однако все эти миллионы тонн – это в основном транзитные товары, которые китайцы провезут через территорию РФ до ближайших гаваней.
Сегодняшние объемы трансграничных перевозок выглядят гораздо скромнее. С начала 2015 года объем грузовых перевозок через железнодорожный пограничный переход Махалино (Приморье) – Хуньчунь (КНР) превысил 1 млн т, что в два раза больше прошлогоднего показателя, сообщили на прошлой неделе в Дальневосточной железной дороге (ДВЖД). «В ноябре текущего года на Дальневосточной магистрали зафиксирован рекордный уровень экспортных перевозок из России в КНР через пограничный переход Махалино–Хуньчунь – 1,01 млн т. Для сравнения: объем перевозок в данном направлении в 2014 году составил 551,7 тыс. т», – говорится в сообщении. При этом основным видом груза оказался уголь – его с начала года было перевезено около 760 тыс. т.
Пока коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» можно рассматривать в основном как перевалочный пункт для Китая, соглашается завотделением востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов. «Доставка товаров через этот регион могла бы идти дальше на Евросоюз (ЕС), однако пока страны ЕС к проекту интереса не проявляют. Да и рынок в этом регионе почти не растет», – замечает эксперт. Он напомнил, что активно обсуждать проект транспортного коридора начали в конце прошлого года. «И тогда его признали перспективным», – уточнил он. Однако сейчас проект скорее всего требует перерасчета. «Когда проект разрабатывался, китайские товары были относительно дешевы. Сейчас ситуация в корне изменилась», – поясняет он.
И «Приморье-1», и «Приморье-2» являются российскими проектами, в то время как Китай выступает здесь лишь в качестве партнера, напоминает Маслов. И пока Поднебесная финансирует лишь строительство инфраструктуры на своей территории. «Теоретически Китай мог бы подключиться к софинансированию проекта, но пока это лишь разговоры», – считает Маслов.