Работа новой системы «Платон» вызывает недовольство у многих российских дальнобойщиков. Фото с сайта www.kprfpenza.ru
Первая неделя работы системы сборов платежей с большегрузных автомобилей «Платон» показала противоречивые результаты. Собирать запланированные 40 млрд руб. в год на ремонт дорог при нынешних темпах отчислений – невозможно. При этом даже сокращенный тариф в 1,5 руб. за километр оборачивается для среднего автовладельца ежегодным побором в 200 тыс. руб.
Система сбора платежей с большегрузов «Платон» запущена с 15 ноября. Контролировать передвижение грузовиков по федеральным трассам будут специальные автомобили, оборудованные аппаратурой фото- и видеофиксации, а также расположенные на дорогах конструкции станционного контроля.
Всю инфраструктуру контроля и сбора оплаты создает дочернее предприятие «Ростеха» компания «РТ-Инвест транспортные системы». А на создание системы «Платон» потрачено более 29 млрд руб.
На сегодняшний день, по данным Росавтодора, в новой системе зарегистрировалось уже более 70 тыс. транспортных компаний и предпринимателей с общим объемом парка свыше 600 тыс. автомобилей. И пока для большегрузов действует тариф в 1,53 руб. за километр пути. Однако с 1 марта 2016 года и до конца 2018 года он будет повышен до 3,06 руб. за километр.
Предполагается, что полученные средства будут направлены на ремонт федеральных трасс. По оценкам, только в 2016 году сбор платежей принесет 40 млрд руб. в федеральный дорожный фонд. И этот план выглядит более чем оптимистично. По крайней мере сегодняшние темпы сбора платежей это практически исключают. По официальным данным, за первые пять дней работы «Платон» собрал 191 млн руб. При таком темпе за год можно будет собрать лишь 14 млрд руб., что почти втрое ниже планируемых 40 млрд руб. Другими словами, у Росавтодора есть внутренний стимул для лоббирования трехкратного увеличения тарифов.
Между тем водители большегрузов даже на сокращенный тариф отреагировали крайне болезненно. Акции с участием сотен водителей большегрузов прошли в Подмосковье, под Новосибирском, в Карелии, Удмуртии, Белгородской области и ряде других регионов.
Протесты водителей обернулись срывом поставок продовольственных товаров. Только в первые дни работы новой системы ритейлеры потеряли от 1 до 9% от объема запланированных поставок, сообщили в Ассоциации компаний розничной торговли. Национальный союз производителей молока отмечает, что в первые дни работы системы до 20% поставок молочной продукции ежедневно не доходило до складов и магазинов.
Уже первые дни функционирования системы «Платон» продемонстрировали его неготовность к работе, считает бизнес-омбудсмен Борис Титов. В частности, в своем письме к президенту РФ Владимиру Путину он отмечает, что обеспеченность специальными бортовыми устройствами составляет не более 11–12%, а альтернативный способ оплаты проезда при отсутствии счетчика – интернет-портал – функционирует со значительными перебоями и ошибками.
Бизнес-омбудсмен полагает, что в течение месяца проблемы с поставками продуктов станут актуальными для малых и средних сетей по мере сокращения их складских запасов. В результате с учетом запланированного в марте роста тарифа за проезд новый сбор может повлечь увеличение уровня инфляции почти на 3%.
Борис Титов предлагает президенту на год ввести тестовый режим функционирования «Платона».
В Кремле пока не склонны драматизировать ситуацию. «Мы не склонны излишне драматизировать ситуацию. Происходит запуск системы, которая была анонсирована несколько лет назад», – заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Однако правительство после начала протестов пошло на некоторые уступки. 20 ноября в Минтрансе сообщили, что до 1 мая 2016 года не будут штрафовать водителей за нарушение оплаты проезда. В ведомстве пояснили, что соответствующий законопроект о внесении поправок в КоАП направлен в ГД. При этом штрафы не будут взиматься и до принятия поправок.
Средний пробег магистрального тягача в месяц составляет около12 тыс. км, рассказал «НГ» гендиректор «МБ-Феско Транс» Леонид Шляпников. «То есть при существующем тарифе в 1,53 руб. за километр в месяц получится 18,3 тыс. руб.», – подчеркивает он. Следовательно, в год получится уже 200 тыс. руб. А после повышения тарифа траты грузоперевозчиков составят свыше 440 тыс. руб. в год. «Скорее всего новшество заставит грузовладельцев их увеличить тарифы», – замечает эксперт.
Система сбора платежей в настоящий момент не работает, продолжает член президиума генсовета «Деловой России» Михаил Розенфельд. «Например, фуры могут не уйти по маршруту из-за того, что невозможно ввести корректно данные маршрута, программный продукт зависает, а консультант оператора ничем не может помочь. При этом штраф составляет 450 тыс. руб.», – приводит он пример. «Проблемой остается расчет маршрута в тех местах, где пересекаются муниципальные, региональные и федеральные трассы. Также никто не может посчитать заранее, какая сумма понадобится для оплаты маршрута и хватит ли на него уплаченного аванса», – продолжает эксперт.
Конфликт может развиваться по двум сценариям, прогнозирует первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «В первом случае протест водителей затихнет сам собой, во втором – властям придется пойти для них на более значительные уступки», – полагает он. Причем второй сценарий более вероятен, считает Макаркин. «Изначально государство пыталось отделаться минимальными уступками, но они провалились. И сейчас для властей главное, чтобы этот экономический протест не перерос в политический», – полагает он.
По мнению Макаркина, дальнобойщики восприняли новый сбор не просто как увеличение фискальной нагрузки, а как ущемление своих прав. И есть опасность, что успешным опытом дальнобойщиков могут воспользоваться другие группы населения. «В условиях рецессии еще какие-то группы могут посчитать себя ущемленными и выйти на протестные акции», – предполагает эксперт.