Глава МВФ Кристин Лагард пока не ответила на предложение президента РФ Владимира Путина о реструктуризации украинского кредита. Фото с официального сайта президента РФ
Россия рассчитывает включить украинский долг на 3 млрд долл. в программу помощи Международного валютного фонда (МВФ). Об этом сообщил вчера глава Минфина РФ Антон Силуанов. В начале недели президент РФ Владимир Путин объявил, что РФ согласна перенести выплаты долга и растянуть погашение на три года – вплоть до 2018 года. Частные кредиторы Украины вряд ли согласятся с предложением российского президента – ведь это ставит их в заведомо худшие условия. Парадоксально, но условия рассрочки украинского кредита практически не зависят от Киева. Статус долга и гарантии его возврата МВФ может определить на заседании совета директоров уже в ноябре.
«Мы направили свои предложения в МВФ, поскольку МВФ формирует программу помощи Украине. Поскольку мы говорим о реструктуризации, вопрос о дополнительном объеме финансирования должен решаться через программу, через акционеров фонда. Поэтому Минфин обсуждал этот вопрос с ключевыми акционерами фонда и представил официальное предложение МВФ», – сообщил вчера журналистам Антон Силуанов.
И подобные предложения о включении долгов в программу помощи со стороны российских властей уже звучали. Так, в конце января Владимир Путин обсуждал с главой МВФ Кристин Лагард возможные шаги МВФ в связи с обращением киевского руководства с просьбой о принятии новой долгосрочной программы помощи. Очевидно, обсуждать программу без учета кредита в 3 млрд долл. бессмысленно. Однако в итоге предложение Москвы осталось без ответа.
Напомним, ранее Москва неоднократно заявляла, что будет требовать полного погашения кредита в 3 млрд долл. не позднее декабря текущего года. Однако в начале недели президент РФ Владимир Путин на встрече с главой МВФ предложил Украине погашать евробонды на 3 млрд долл. с рассрочкой на три года – по 1 млрд в 2016, 2017 и 2018 годах. «Мы сделали неожиданное предложение нашим партнерам. Мы не просто согласились на реструктуризацию украинского долга, а мы предложили лучшие условия, чем нас просил МВФ», – сказал Путин на саммите G20.
Правда, эта рассрочка возможна лишь при условии дополнительных гарантий возврата денег со стороны властей США, ЕС или международных финансовых институтов. «Поскольку наши партнеры уверены, что кредитоспособность украинского государства будет расти, то у нас нет оснований сомневаться в том, что мы получим даже 3 млрд долл. в следующем году, а если это так, то нет никаких опасений у наших партнеров выставить наши гарантии по этому кредиту», – пояснил президент.
Официальной реакции на предложение Москвы ни от украинских властей, ни от представителей США пока не поступало. В Минфине Украины заявили, что не комментируют предложенный Россией вариант реструктуризации по причине того, что никаких официальных предложений в Киев не поступало. Об этом вчера сообщила глава Минфина Украины Наталия Яресько.
Если Киев официальных предложений Москвы не получал, то в Вашингтоне с ними уже ознакомились. В Госдепартементе США подтвердили, что знакомы с предложением российского президента, но отказались его комментировать.
Антон Силуанов вчера подтвердил, что предложение РФ в первую очередь обсуждалось с МВФ, а не с украинской стороной. «На саммите «двадцатки» мы не видели коллег из Украины. И была встреча у президента с директором-распорядителем МВФ. Нам важно понимание этих предложений со стороны МВФ, ключевых акционеров МВФ и, конечно, Украины», – подчеркнул он.
Очевидно, текущие гарантии выплаты долга Москву пока не устраивают. А без них предложение РФ вряд ли станет возможным. И включение украинского кредита в программу помощи МВФ может стать достаточной для РФ финансовой гарантией. Хотя подобное вряд ли устроит частных кредиторов Украины.
Коммерческие кредиторы Украины, недавно договорившиеся об условиях реструктуризации долга страны в рамках программы помощи МВФ, вряд ли позволят Киеву согласиться на предложение России, сообщает агентство Reuters со ссылкой на неназванный источник, знакомый с позицией кредиторов. Источник агентства напомнил, что предложенные РФ условия существенно отличаются от тех, на которые договорились участники сделки. «Без списаний эти условия едва ли можно сравнить с теми, на которые договорились частные кредиторы. Более того, это поставит под сомнение основные параметры долговой операции, продиктованные МВФ, в условиях первоначального финансирования и предоставления ликвидности», – сказал он.
Как известно, ранее частные кредиторы договорились о списании 20% и отсрочке начала погашения долгов на четыре года. В то время как предложение Москвы фактически означает рассрочку платежа.
Изменить ситуацию, по словам источника Reuters, может лишь «переклассификация» украинского долга перед РФ в государственный. «До тех пор, пока долг будет классифицироваться как коммерческий, частный сектор вряд ли откажется от него», – подчеркивает он.
МВФ статус украинского кредита до сих пор не подтвердил. В начале сентября Лагард объявляла, что статус украинского долга перед РФ определит совет директоров МВФ, следующее заседание которого запланировано на 23 ноября. По словам замглавы Минфина Украины Артема Шевелева, главной темой встречи скорее всего станет вопрос изменения правил политики кредитования в части возможности предоставления кредитных средств в случае, если страна-заемщик имеет непогашенный долг перед официальным кредитором. Однако текущее предложение РФ позволит не менять правила МВФ, заверил вчера Силуанов. «Наше предложение направлено на то, чтобы не создавать прецедента по изменению порядка расчетов государства», – сказал он.
Сегодня будущее украинского кредита перед РФ в большей степени зависит от МВФ, чем от Киева, считают эксперты «НГ». «Киев не сможет принять решение о реструктуризации российского долга на условиях лучших, чем уже существующие договоренности с коммерческими кредиторами. И сейчас все зависит от МВФ, который должен принять решение о статусе кредита», – говорит директор Центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов. «Мы видим потепление отношений между РФ и Западом, возможно, стороны найдут приемлемые условия», – замечает аналитик QB Finance Мадина Абаева.
Тем не менее риски невозврата этого кредита растут, считает Коптелов. «Ели МВФ объявит кредит коммерческим, это спасет Киев от дефолта, но поставит РФ перед необходимостью договариваться с Украиной о реструктуризации долга», – предупреждает эксперт.