0
28819
Газета Экономика Интернет-версия

12.11.2015 00:01:00

Свободный рубль сыграл против Центробанка

Тэги: центробанк, ключевая ставка, рубль, инфляция, прогноз


242-1-1_t.jpg
Лучший центральный банкир 2015 года
Эльвира Набиуллина размышляет о
перспективах инфляции в 2018-м.
Фото Андрея Епихина/ТАСС

Достижения Центробанка (ЦБ) вчера оценило агентство Bloomberg, которое подвело итоги первого года политики свободного плавания рубля. Галопирующая инфляция, падение зарплат, обнищание населения и рост прибылей экспортеров – таковы основные достижения ЦБ по версии Bloomberg. Между тем чиновники Центробанка смело смотрят в будущее: годовая инфляция в России будет замедляться и уже в первом квартале 2016-го снизится до 8% с сегодняшних почти 16%. Думский комитет по экономической политике сделал из такого прогноза вывод, что смягчения монетарной политики пока ждать не стоит. Но, как показывает практика, для достижения низкой инфляции вовсе не обязательно угнетать экономический рост.

В честь годовщины свободного плавания рубля агентство Bloomberg оценило вчера последствия действий ЦБ. По мнению аналитиков агентства, свободный рубль ударил по населению, ему пришлось приспосабливаться к галопирующей инфляции и сокращению доходов. Зато он помог экспортерам, которые смогли выиграть на курсовой разнице, получая доходы от продажи сырья в иностранной валюте.

Скептические оценки агентства Bloomberg расходятся с мнением иностранного экспертного сообщества, присудившего ранее главе ЦБ Эльвире Набиуллиной звание лучшего центрального банкира 2015 года. Ведь получается, что действия ЦБ выглядят довольно противоречивыми. С одной стороны, он заявляет о своей конституционной обязанности обеспечивать устойчивость рубля и ценовую стабильность. С другой – принимает решения, мешающие достижению этих целей.

События конца прошлого года даже побудили некоторых депутатов подготовить законопроект, предписывающий оценивать эффективность регулятора и наказывать его за провал целей по инфляции и чрезмерную волатильность курса рубля. Законопроект был внесен в ГД депутатами «Справедливой России» в конце октября. Как уточняется в пояснительной записке, без контроля над эффективностью Центробанка трудно в полной мере стимулировать экономический рост РФ.

В ЦБ между тем галопирующей инфляции не признают. Наоборот, по его базовому прогнозу уже в первом квартале 2016 года годовая инфляция в России замедлится до 8% с текущих 15,6% (октябрь 2015-го к октябрю 2014-го). По итогам всего 2016 года ожидается инфляция 5,5–6,5%, в 2017–2018 годах она будет 4%. Такой прогноз прописан в обновленном проекте «Основных направлений денежно-кредитной политики» на ближайшую трехлетку. Документ был опубликован на официальном сайте ЦБ во вторник вечером, вскоре его представят президенту, правительству и Госдуме.

«По мере замедления инфляции в соответствии с прогнозом Банк России будет постепенно снижать ключевую ставку», – говорится в документе. ЦБ уверяет, что, борясь с инфляцией, он не допустит чрезмерного охлаждения экономики. Правда, такие обещания убедили не всех.

Во вторник думский комитет по экономической политике сделал вывод, что в текущих условиях заявленные цели по сдерживанию инфляции будут означать сохранение относительно жесткой монетарной политики. А значит, вполне ожидаемо, что регулятор продолжит угнетать экономический рост высокими ставками.

Напомним, на прошлом заседании совета директоров ЦБ было решено сохранить ключевую ставку на уровне 11% годовых. Такое решение разочаровало промышленников, как заявил тогда бизнес-омбудсмен Борис Титов (см. «НГ» от 02.11.15).

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев сообщил во вторник, что сейчас нет причин для ослабления рубля. По его мнению, в первом квартале 2016-го ЦБ вполне сможет опустить ключевую ставку ниже 10% годовых. Правда, одновременно с этим Улюкаев признал, что по итогам 2015-го показатель инфляции будет ближе к 13%, а не 12%, как считалось ранее.

Рассуждения правительственных чиновников о потенциале для снижения ключевой ставки удивляют тем, что со стороны самого правительства не видно особых попыток простимулировать экономический рост, создать благоприятную инвестиционную среду. Министры, похоже, лишь надеются на Центробанк, который чудесным образом за ближайшие несколько месяцев победит двузначную инфляцию и тогда согласится снизить ключевую ставку.

242-4-01_t.jpg
В Центробанке подготовили новый вариант
декларации о денежно-кредитной политике.
Фото Reuters

Центробанк же об экономическом росте думает в последнюю очередь. Его цель – не допустить новых валютных шоков, поэтому он всеми силами ограничивает переток средств на валютный рынок. Правда, борясь с ослаблением рубля и ростом цен, регулятор вольно или невольно усугубляет проблему: в условиях неожиданно и резко растущих ставок участникам рынка самым верным решением начинает казаться как раз перевод активов на валютный рынок.

Альтернативных «моделей поведения» финансовые власти не предлагают. Единственный оппонент Центробанка – советник президента Сергей Глазьев, который отличается одиозными предложениями включить печатный станок и еще жестче ограничивать движение капитала. Но эти предложения вызывают не меньшую критику, чем действия ЦБ.

Между тем зависимость инфляции от ставок Центробанка, очевидно, преувеличена самим Центробанком. Снижая для экономики доступность кредитов, регулятор угнетает экономический рост, но это бессмысленная жертва, ведь инфляция все равно остается высокой. Как показывает практика, достичь низкой инфляции можно и при относительно низких ставках, и для этого вовсе не обязательно ужесточать монетарную политику.

Можно вспомнить 2011 год, когда власти хвалились достижением исторического минимума по инфляции – всего 6,1%. По сравнению с сегодняшним днем экономический рост тогда был бурным – 4,3% в год. Ставки по рублевым кредитам, выданным нефинансовым организациям со сроком погашения свыше года, находились в диапазоне от 9,7 до 11% годовых. Сейчас ставки по указанным видам кредитов находятся в диапазоне 15–16,5% годовых. При этом мы имеем по итогам полугодия экономический спад на 3,4% ВВП и годовую инфляцию около 16%.

У финансовых властей есть удобное объяснение, что в том же 2011 году не падали нефтяные цены и не действовали санкции и антисанкции. Именно под это объяснение подводятся все расчеты. Например, Эльвира Набиуллина в конце прошлого года поясняла, что вклад ослабления рубля в инфляцию-2014 достигал 2,6 процентных пункта, а продовольственного эмбарго – 2,3 процентных пункта. Официальная инфляция по итогам 2014 года – 11,4%. Затем Минэкономразвития в начале этого года прогнозировало инфляцию по итогам года около 12–13%, вклад ослабления рубля в годовой показатель 6,2 процентных пункта, продовольственного эмбарго – 0,8 процентных пункта. То есть, если вычесть влияние внешних шоков, инфляция в России после 2011 года сильно не менялась.

Однако не исключено, что власти могут преувеличить эффект внешних шоков, чтобы списать на них свои недоработки. Ведь, например, на фоне других стран-экспортеров, пострадавших от падения нефтяных цен, рубль оказался самой нестабильной сырьевой валютой (см. «НГ» от 29.09.15).

Опрошенные «НГ» эксперты считают, что, как бы ни критиковали Центробанк, регулятор в любом случае должен оставаться независимым денежно-кредитным органом. «Иначе кредитная политика окажется в руках лоббистов», – предупреждает зампредправления Локо-Банка Андрей Люшин.

Хотя часть экспертов нашли, что посоветовать Центробанку. «В условиях свободного движения рубля классический инструмент регулирования рынка – ключевая ставка. Сейчас ее лучше снизить до 3–5%. Это позволило бы дать дешевые деньги предприятиям и домохозяйствам и запустить рост экономики», – считает эксперт компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.

Об экономическом росте должно позаботиться в первую очередь правительство, а не Центробанк, считают некоторые эксперты. «От ЦБ пытаются требовать стимулирования экономики, для чего нужно печатать деньги, что не способствует борьбе с инфляцией, – замечает аналитик холдинга «Финам» Богдан Зварич. – Возможно, стоит рассмотреть немонетарные методы стимулирования экономики: снятие бюрократических барьеров, налоговое стимулирование, снижение коррупционной составляющей».

tabl_242_4.jpg

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
882
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
963
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1229
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
867

Другие новости