Увеличившиеся траты на зарплату медперсоналу и дальше будут негативно влиять на региональные бюджеты. Фото Ридус
Экономический кризис в РФ исказил региональные бюджеты. Стремясь выполнить президентские майские указы, региональные власти сокращают инвестиционные расходы, отмечают российские экономисты. С ними соглашаются в агентстве Standard&Poor’s (S&P). Давление на местные бюджеты ухудшает и без того непростое положение российских регионов.
Наблюдается структурный перекос в бюджетах регионов, отмечают в компании ФБК. «Необходимость выполнения социальных обязательств, закрепленных в майских указах президента, приводит к росту соцрасходов и ввиду ограниченных возможностей урезания остальной части бюджетов регионов увеличивает бюджетный дефицит», – говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Решение о повышении заработной платы работников бюджетной сферы, о котором президент объявил в мае 2012 года, сильно повлияло на субнациональные финансы, поскольку большинство расходов, связанных с зарплатой бюджетников, финансируется из региональных бюджетов, соглашаются с выводами ФБК аналитики S&P. «Продолжающаяся рецессия и лишь частичная компенсация дополнительных расходов из федерального бюджета ухудшили и без того относительно слабый в структурном отношении баланс доходов и расходов российских регионов», – отмечается в докладе S&P о системе общественных финансов российских регионов.
Доля социальных расходов в бюджетах и внебюджетных фондах субъектов выросла с 60,9% в 2010 и 2011 годах до 66,5% в 2014 году и до 69,5% на 1 сентября 2015 года, говорится в исследовании ФБК. При этом распределение социальных расходов по субъектам РФ остается неравномерным. Так, лидером по соцрасходам оказался Северный Кавказ, где на 1 сентября 2015 года доля соцрасходов составила 78%. Самой низкой доля соцрасходов оказалась в Центральном федеральном округе – 64%.
За тот же период доля инвестиционных расходов, то есть расходов на капитальные вложения, сократилась с 14,6% в 2010 году до 11% в 2014 году.
И разрыв между социальными и инвестиционными расходами регионов продолжает увеличиваться, подчеркивают в ФБК. «В целом по России он вырос с 4,2 раза в 2010 году до 5,8 раза в 2014-м», – поясняют экономисты. В результате все это привело к тому, что обеспечивающие население расходы регионов почти в шесть раз превосходили в 2014 году расходы, направляемые на развитие регионов, отдача от которых в будущем могла бы улучшить экономическую ситуацию, подчеркивают в ФБК.
Увеличение социальной нагрузки на региональные бюджеты ведет к росту бюджетного дефицита. В 2010 году суммарно по всем регионам России наблюдался бюджетный дефицит в размере 99 млрд руб., а в 2014 году он увеличился уже до 469 млрд руб. «Если в 2010 году профицитными были 20 регионов, то в 2014 году – только 9», – отмечают в компании.
Финансовые показатели регионов будут и дальше ухудшаться, полагают в S&P. «Это обусловлено значительными потребностями в развитии инфраструктуры регионов и огромным давлением на расходную часть федерального бюджета, что препятствует перераспределению доходов в пользу регионов», – отмечают аналитики компании. И хотя целевые показатели указов президента были смягчены, продолжают в S&P, они по-прежнему будут оказывать давление на бюджет.
Сокращение инвестиционных расходов продолжается на фоне роста региональной задолженности. Так, вчера Счетная палата (СП) сообщаила, что госдолг субъектов РФ в январе–сентябре 2015 года увеличился на 4 % и составил уже 2,17 трлн руб.
Ранее в СП уже отмечали, что продолжающийся рост долговой нагрузки в регионах указывает на недостижение целей антикризисного плана правительства. А это значит, что работа по решению проблемы закредитованности бюджетов регионов должна быть продолжена, заявила в конце октября глава СП Татьяна Голикова. С этим не вполне согласились в Минфине. «Вопрос об амнистии долгов регионов перед бюджетом не стоит», – говорил глава Минфина Антон Силуанов. Хотя еще летом министр и сам признавал, что, переключаясь с инвестиционных расходов на текущие траты, экономика неизбежно жертвует перспективами роста.
«Мы готовы вместе с депутатами при подготовке бюджета ко второму чтению рассматривать вопрос об увеличении кредитной поддержки субъектов», – уточнял в конце октября Антон Силуанов. В реалистичности подобных планов сомневаются экономисты Института Гайдара и Академии народного хозяйства и госслужбы. Скорее всего в следующем году будет продолжена тенденция к снижению объема трансфертов регионам из федерального бюджета, полагают они, проанализировав проект федерального бюджета-2016.
Снижение же инвестиционных расходов региональных бюджетов укладывается в общий тренд, замечают эксперты «НГ». «Сокращение инвестиционных расходов региональных бюджетов закономерно при снижении расходов федерального бюджета и снижении темпов ВВП», – говорит замгендиректора компании «ФинЭкспертиза-капитал» Эмилия Сибирева. «Это можно рассматривать как следствие майских указов президента», – не соглашается аналитик компании «Премьер» Сергей Ильин. Ведь на регионы взвалили дополнительную соцнагрузку, не обеспечив их дополнительными источниками финансирования, вследствие чего регионы вынуждены перераспределять средства с инвестиционных направлений. И подобное перераспределение расходов негативно отразится на регионах в будущем. «Инфраструктура – это такие вещи, наличие или отсутствие которых не дает немедленного результата. Это приведет к негативным последствиям и затруднит будущее восстановление», – подчеркивает Ильин. «Сокращая инвестиционную составляющую бюджетов, страна лишается возможности экономического роста через два-три года», – говорит директор по развитию QB Finance Маргарита Горшенева.
К тому же сокращение инвестиций приводит к необходимости в будущем вновь повышать и социальные расходы, замечает начальник управления операций компании «Фридом финанс» Георгий Ващенко.
Жертвуя инвестициями, страна загоняет себя в тупик, считает гендиректор компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов. «Число регионов, ставших дефицитными в попытках исполнить майские указы, увеличивается. А сокращение налоговых поступлений неизбежно приведет к невозможности финансировать социальные расходы», – говорит он. И подобный процесс заметен уже сейчас, отмечает эксперт.