Меры безопасности в Египте усиливают теперь не только в аэропортах, но и на пляжах. Фото Reuters
Во вторник правительство обсудит меры поддержки турбизнеса после запрета на полеты в Египет. О полноценной компенсации ущерба пострадавшим гражданам речи пока нет. Некоторые эксперты надеются, что полеты на египетские курорты возобновятся уже к новогодним праздникам. К этому времени теоретически можно наладить контроль в местных аэропортах. Но если вспомнить, что причиной атаки на российский лайнер стала война в Сирии, то Египет может оказаться «закрытым» на более длительный срок.
Власти обещают туристической отрасли господдержку. Вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил вчера, что премьер Дмитрий Медведев поручил правительству подготовить программу помощи туроператорам.
«Мы сейчас оцениваем те потери, проблемы, которые возникли у туроператоров и отрасли в целом», – пояснил Дворкович. О каких суммах идет речь – говорить пока рано, многое будет зависеть от того, как именно компании урегулируют свои отношения с туристами. Дворкович планирует встретиться с представителями туротрасли во вторник.
Похоже, в уязвимом положении оказались туристы, которые оплатили путевку и теперь хотят вернуть деньги. В пятницу вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович, ссылаясь на законодательство, говорил, что «туристам, которые осуществили свой отпуск в Египте не до конца или не смогли осуществить его вообще, по закону должны вернуть деньги».
Но спустя день представители туротрасли скорректировали свое мнение. Выяснилось, что со стороны туристов несправедливо требовать от туроператоров возврата всей суммы за путевку. Об этом сказала пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.
Затем исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе объяснила, почему туроператоры не могут вернуть все деньги: «У них сейчас нет новых продаж. К ним обратится энное количество клиентов за компенсацией, а партнеры им денег не вернут. Кроме того, нужно понимать, что те самолеты, которые сейчас полетят в Египет за туристами, туда отправляются пустыми. Это значит, что половину этого рейса туроператор будет оплачивать из собственного кармана». По данным правительства, до приостановки авиасообщения в Египте находилось примерно 80 тыс. россиян. За субботу из Египта вывезли около 11 тыс. российских туристов.
К слову, поспешили откреститься от туристов и страховщики, назвав запрет на авиасообщение нестраховым случаем, не предполагающим компенсаций.
По оценкам РСТ, туроператоры продали в Египет около 140 тыс. путевок с глубиной продаж до марта. По оценкам АТОР, речь идет о 200 тыс. и даже больше. В РСТ напомнили, что после арабской весны 2011 года потери туротрасли достигали 200 млн долл. «Даже перенос туров на Турцию не спасает от финансовых потерь: ведь нужно забронировать новый отель в Турции, а гостиницы Египта возвращают деньги не всегда», – добавил вчера Канторович.
Однако рассуждения о несправедливости требований туристов вернуть им все деньги выглядят малоубедительными на фоне обещанной господдержки. Странными кажутся и рассуждения о расходах на вывоз туристов из Египта, ведь, как уточнил ранее Дворкович, власти оценят в том числе расходы авиакомпаний. И, по его словам, в бюджете «есть необходимые резервы», «если будет необходимо, мы их будем задействовать». Другими словами, правительство обещает взять на себя те потери, которые туроператоры преподносят как главный повод не возвращать туристам всю стоимость путевок.
Сейчас у туристов есть четыре варианта действий. Их перечисляет Тюрина. Первый вариант – «отсрочить тур в Египет в течение года». Второй – выбрать альтернативное направление из ассортимента туроператора. Третий – полностью аннулировать тур и получить лишь частичную компенсацию. Четвертый – обратиться в суд.
По словам Тюриной, «практически все» туристы, которые должны были вылететь в Египет в ближайшие дни, выбрали альтернативные направления – прежде всего Турцию. Дворкович называл другие оценки: около 20–30% туристов соглашаются лететь в Турцию вместо Египта. Кстати, в конце недели некоторые депутаты Госдумы предложили прекратить авиасообщение в том числе с Турцией.
Один из волнующих туристов вопросов: как долго продлится запрет на авиасообщение с Египтом? Как считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, решающим фактором для возобновления авиасообщения станет кардинальное улучшение системы безопасности в крупнейших аэропортах Египта. «Египетская сторона должна показать и подтвердить международным специалистам, что она приняла достаточные для обеспечения безопасности меры, что эти меры не ограничиваются лишь увольнением некоторых чиновников, что они соответствуют мировым стандартам. Если все это будет сделано, тогда авиасообщение может быть открыто. Если египетская сторона уложится в короткий срок, тогда сообщение восстановят скоро», – поясняет Макаркин.
Египетская сторона, судя по всему, надеется успеть решить проблемы с безопасностью к новогодним и рождественским праздникам, уточняет Макаркин.
По сообщениям иностранной прессы, проблемы с безопасностью в египетских аэропортах были вопиющими: якобы за 10 евро можно было избежать досмотра багажа и провезти в нем запрещенные вещи. Впрочем, вчера глава безопасности Южного Синая Магди Мусса опроверг такие сообщения.
Однако стоит учитывать, что случившаяся 31 октября трагедия могла стать эхом сирийской операции. Ведь проблемы с безопасностью в египетских аэропортах существуют давно, но воспользовались ими только сейчас. Значит, запрет на авиасообщение с Египтом теоретически может быть продлен вплоть до окончания сирийской операции.