0
21397
Газета Экономика Интернет-версия

03.11.2015 00:01:00

Россиянам готовят новое повышение цен

Тэги: закон, торговля, поправки, цены


закон, торговля, поправки, цены Новый законопроект может негативно отразиться на наименее обеспеченных слоях населения. Фото Reuters

Уже в этом месяце Госдума (ГД) может рассмотреть во втором чтении нашумевшие поправки в «Закон о торговле». Проект поправок, внесенный депутатом Ириной Яровой, представителем отечественных производителей, сенатором Сергеем Лисовским и другими, ранее вызвал ожесточенные споры в бизнес-сообществе и правительстве. Фактически речь идет о перераспределении части прибыли с торговых сетей на производителей товаров. Похоже, законотворцы, пытаясь решить, чьи интересы отстоять важнее – производителей или торговцев, забыли об интересах конечного потребителя. Эксперты предупреждают, что обсуждаемые поправки сулят россиянам новый скачок цен.

Проект поправок в «Закон о торговле», принятый пока только в первом чтении, вызывает ожесточенные споры с весны 2015 года. Второе чтение спорного законопроекта может произойти уже в ноябре. Об этом говорил глава комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Анатолий Аксаков. «Мы рассчитываем, что в ноябре он наконец-то выйдет на финишную прямую», – сообщал ранее Аксаков. Заметим, рассмотрение законопроекта во втором чтении неоднократно откладывалось. Сначала его планировали обсуждать в сентябре, потом в октябре, теперь уже речь идет о ноябре.

В первом чтении поправки были приняты Госдумой в мае этого года. В числе главных и спорных новаций законопроекта – уменьшение с 10 до 3% верхней планки так называемого ретробонуса – премии с оборота, которую производители платят торговым сетям. За превышение этого размера законодатели предлагают установить штраф – от 2 до 5 млн руб. для юридических лиц. Другими новшествами станет изменение условий оплаты товара и его возврата. Такими новациями авторы законопроекта надеются поддержать отечественного производителя. Среди авторов числятся депутат Госдумы Ирина Яровая, сенатор Совета Федерации Сергей Лисовский и др.

Однако отношение сообщества к обсуждаемому законопроекту диаметрально разделилось. Против законопроекта в его нынешнем виде выступило Минэкономразвития (МЭР): ведомство дало отрицательный отзыв на законопроект. Глава Минпромторга Денис Мантуров в конце октября указывал, что Госдума должна принять поправки к закону о торговле в переработанной правительством версии. «Мы получили поправки к закону о торговле от депутатов и отработали его и с потребительским сообществом, и с торговыми сетями. Нашли, я считаю, компромиссное решение, как бы «золотую середину» и в части торговых наценок, и в части сроков оплаты за поставленную продукцию», – пояснял Мантуров. 

О том, что отказ от бонусной системы невыгоден не только торговым сетям, но и конечным потребителям, предупреждал в сентябре Комитет гражданских инициатив (КГИ), возглавляемый Алексеем Кудриным. В докладе КГИ утверждалось, что отсутствие бонусов чревато отказом торговых сетей от продажи товаров с низкой прибыльностью, сокращением ассортимента социально значимых товаров и товаров низкого ценового сегмента, повышением цен на товары этой категории (см. «НГ» от 08.09.15).

В конце октября в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) рассчитали возможные варианты негативных последствий от принятия поправок, предложенных Ириной Яровой и Сергеем Лисовским. Вывод экспертов неутешителен: в предлагаемом виде полный пакет поправок представляет собой попытку «починки часового механизма с помощью кувалды». В ЦМАКПе указывают, что отношения торговли и поставщиков необходимо проводить куда более тонкими инструментами.

В противном случае «цена вопроса» поправок в «Закон о торговле» может оказаться слишком высокой. В частности, согласно расчетам ЦМАКПа, поправки в закон приведут к потерям торговых сетей в размере более 500 млрд руб. «Это более чем вдвое превышает объем прибыли и инвестиций в основной капитал в секторе», – сообщают аналитики. Только на отмене бонусов торговля, по прогнозам Центра, потеряет около 220 млрд руб. Еще столько же ретейл упустит на запрете на допуслуги. Сокращение же сроков отсрочки платежа чревато для торговли потерей еще почти 100 млрд руб.

Вариантов дальнейшего развития событий в случае принятия поправок может быть три. В первом случае все негативные риски берет на себя ретейл. Во втором – потери торговли перекладываются на потребителей, то есть «на полку», как это называют в ЦМАКПе. В третьем варианте издержки ретейла берет на себя производитель за счет предоставления торговым предприятиям единой скидки. И, как следует из выводов ЦМАКПа, ни один из этих вариантов не идеален и содержит в себе ряд негативных последствий не только для отрасли и бизнеса, но и для потребителей.

Например, если все возникающие от принятия поправок издержки будут переложены на торговые предприятия, то это приведет к резкому росту банкротств в отрасли: треть компаний, работающих в ретейле, могут стать убыточными. Общий размер убытка в торговле может возрасти в десять раз: с 36 млрд руб. (по итогам 2014 года) до 370 млрд руб. Прибыль ретейла же, наоборот, после введения поправок снизится более чем в четыре раза – до 60 млрд руб. Учитывая такие перспективы, ретейл предпочтет переложить свои риски на потребителя, заложив издержки в цены товаров, делает вывод ЦМАКП.

В этом случае мы увидим ускорение продовольственной инфляции почти на 7 процентных пунктов (п.п.), инфляция же в целом ускорится на 2,7 п.п. Основной удар придется по наименее обеспеченной части населения. «Если для наиболее обеспеченных слоев населения прирост цен составит около 1%, то для крайне бедных домохозяйств прирост будет 3,6%», – говорится в исследовании.

Как считают исследователи, наиболее реалистичен сегодня третий вариант развития событий, при котором издержки ретейла будут компенсированы за счет единой скидки от производителя. Однако и в этом случае не избежать издержек. Так, только общие затраты на перезаключение договоров могут составить около 50 млрд руб. А большую часть издержек понесут наиболее инвестиционно активные компании, где потери составят до половины прибыли.  Не исключены также риски ухода некоторых предприятий в тень.

В любом случае, какой бы вариант ни был выбран, он отразится на конечном потребителе, указывают эксперты «НГ». Цены в любом случае вырастут, весь вопрос в том – насколько, поясняет председатель комитета по экономике Московского отделения «Опоры России» Алексей Каневский. Даже при выборе такого наиболее вероятного сценария, как предоставление ретейлу скидки от производителей, стоит ждать негативных последствий для россиян. «Например, торговые сети могут не договориться с поставщиком, что приведет к снижению ассортимента, а значит, и возможным злоупотреблениям в ценообразовании», – говорит он. 

Несомненно, ситуацию, при которой производители товаров работают практически себе в убыток, а конечный потребитель переплачивает за приобретаемый товар из-за желания торговых сетей получать сверхприбыль, необходимо корректировать, говорит председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго. «Но и искусственное регулирование ценообразования и перераспределения прибыли может негативно сказаться на бесперебойной работе сетей и повлечь банкротство многих игроков», – считает он. 

Задача законодателя – соблюдать баланс интересов всех сторон: производителя, продавцов и конечного потребителя, уточняет профессор Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Мария Егорова. «И конечный потребитель должен расцениваться как самая «слабая» сторона этого отношения, а его интересы должны подлежать защите в первую очередь», – продолжает она. То есть, по мнению эксперта, законодатель должен прежде всего  максимально снизить риски для розничного покупателя. Но этого в обсуждаемых поправках пока не заметно, уточняет Егорова.

В законопроекте можно разглядеть определенную заботу о среднем и малом производителе отечественных товаров, поясняет юрист компании «Чаадаев, Хейфец и партнеры» Анастасия Асташкевич. Но изменения в целом для бизнеса предлагаются все равно крайне болезненные, продолжает Асташкевич: «Рынок может впасть в кризис и потом долго из него выходить».

В то же время, как считает эксперт UFS IC Константин Баймухашев, пострадают и мелкие поставщики. «В случае ограничения премий торговые сети начнут ориентироваться на крупных поставщиков, чьи продукты всегда пользуются спросом», – поясняет он. «В этой истории в любом случае будут пострадавшие, так как нельзя улучшить ситуацию, не ухудшив ее для какой-либо из сторон, – резюмирует аналитик компании «Премьер» Сергей Ильин. – А любое ухудшение ситуации сейчас воспринимается вдвойне болезненно, так как ситуация в экономике в целом крайне непростая».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
865
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
866
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
1195
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
694

Другие новости