Российские власти вынуждают граждан расплачиваться с долгами по коммуналке быстрее. Фото Марии Кондратьевой
Уже через два месяца в России будут вдвое увеличены штрафы и пени за просрочку коммунальных платежей. Такая мера, по замыслу правительственных чиновников, остановит рост неплатежей в ЖКХ. Однако эксперты предупреждают, что повышение пени может привести и к обратному эффекту – то есть к новому росту неплатежей.
В конце прошлой недели Госдума приняла во втором и сразу в третьем чтении закон, который устанавливает новый размер пени для физических и юридических лиц за неуплату услуг по предоставлению электрической и тепловой энергии, газа, воды и услуг по водоотведению. И по мнению ряда чиновников, принятие подобного закона сегодня назрело.
Так, согласно данным Минэнерго, на 1 октября 2015 года задолженность всех потребителей за энергоресурсы в России превысила 850 млрд руб.
Заметим, по оценке Минстроя РФ, общая задолженность в сегменте ЖКХ в России сегодня стремительно приближается к отметке в 1 трлн руб. «Совокупный объем задолженности по отрасли составляет 968 млрд руб.», – сообщил ранее глава Минстроя Михаил Мень. При этом лишь 250 млрд руб. из этой суммы – это долги физических лиц, подчеркивал министр. Остальная сумма, а это более 700 млрд руб., приходилась на долги юридических лиц друг другу за потребленные услуги.
И подобный колоссальный размер задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве образовался не вчера, а копился в течение всех последних лет. Например, согласно данным Национальной службы взыскания (НСВ), общий объем задолженности за услуги ЖКХ в России только в прошлом году превысил 900 млрд руб. «Объем задолженности за ЖКУ в России вырос на 14% с начала года и составил 933 млрд руб.», – говорилось в сообщении организации. Задолженность же населения в общем объеме составила 193 млрд руб. «С начала 2014 года данный показатель вырос на 13%, или 22 млрд руб. (со 171 млрд руб. на начало января)», – уточняли в НСВ.
Чиновники при этом фиксировали совершенно иной размер общей задолженности по ЖКУ. Так, в конце прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев констатировал рост суммы задолженности. «По состоянию на 1 ноября общий долг превысил 132 млрд руб., в 2014 году эта задолженность составляла 113 млрд руб.», – цитировал его заявления Интерфакс.
Новый законопроект, по мнению парламентариев и правительственных чиновников, позволит решить проблему долгов. «Принятие данного законопроекта будет стимулировать своевременную оплату потребленных энергоресурсов, в том числе и промышленными, строительными, управляющими и прочими компаниями, так отсрочивать платеж будет попросту экономически невыгодно. Ведь теперь размер пени вполне сопоставим со ставкой по банковскому кредиту», – пояснил депутат Госдумы Юрий Липатов.
Напомним, по утвержденному законопроекту неустойка за просрочку платежей для предприятий (управляющие компании, тепло- и водоснабжающие предприятия) за поставленные энергоресурсы вырастет почти вдвое. Так, текущий размер пени с 1/300 ставки рефинансирования (8,25%) Центробанка будет с 61 дня просрочки увеличен до 1/170 ставки рефинансирования, а после 91 дня просрочки – 1/130 ставки ежесуточно. То есть если раньше годовой замер неустойки не превышал 10%, то теперь максимальный ее размер за год составит 23%.
Для населения правила взимания пени, правда, предполагается установить более мягкие. В частности, в первый месяц просрочки коммунальных платежей неустойка взиматься не будет, но уже с 31 дня просрочки пени составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, а с 91 дня просрочки – 1/130 ставки. Аналогичные правила распространят и на жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ).
Впрочем, с введением нового расчета неустойки согласны далеко не все. По оценке главы комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галины Хованской, платежи населения за жилье значительно увеличились. «В последний год платежная нагрузка на людей и без того серьезно выросла: мало того что растут коммунальные тарифы, введен обязательный платеж на капремонт», – напомнила она. Больше давить на людей в условиях кризиса нельзя. «К тому же такие большие долги сформировались не за счет населения, а за счет юридических лиц, то есть за счет неотключаемых потребителей. И давайте разбираться сначала с ними», – предлагает депутат.
В Общероссийском народном фронте (ОНФ) также уверены в том, что новый законопроект приведет лишь к росту задолженности. «Триллион рублей долгов, о котором говорят в Минстрое, возник не вчера, а копился в течение последних пяти–семи лет», – напомнил эксперт рабочей группы ОНФ, депутат Госдумы Валерий Гальченко. При этом реальные доходы граждан при существующих кризисных условиях снижаются на 10–15% в год. «Только с начала года более чем на 3 млн человек выросло число россиян с доходами ниже прожиточного минимума. И в такой ситуации вгонять граждан в долговую яму нельзя», – призывает Гальченко. Увеличение же размера неустойки в текущих условиях приведет лишь к наращиванию суммы долга. К тому же, задается вопросом Гальченко, не приведет ли установление различных пеней для граждан и для управляющих компаний к перекладыванию штрафов последних на первых через повышение тарифов на услуги?
В том, что новый законопроект действительно поможет решить проблемы задолженности по ЖКУ, сомневаются и эксперты «НГ». «Какой-то эффект от нового закона безусловно будет. Но иллюзий здесь быть не должно: штрафами и пени проблему ЖКХ в России не решить», – уверена руководитель жилищного сектора Института экономики города Ирина Генцлер.
С подобным нововведением законодатель опоздал, говорит преподаватель Академии народного хозяйства и госслужбы Сергей Белолипецкий. «Прежний размер неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования был ничтожно мал. Однако сегодня неподходящее время для его увеличения», – утверждает он. Если уж и менять размер неустойки, рассуждает Белолипецкий, подходить к решению этого вопроса следовало бы более избирательно. «Для кого-то пени в 1/170 ставки незначительная сумма, а кому-то будет сложно оплатить и по 1/300 ставки», – утверждает он. В любом случае, заключает эксперт, к решению проблемы задолженности следует подходить комплексно, а не пытаться одним действием распутать весь клубок проблем отрасли.