0
25477
Газета Экономика Интернет-версия

26.10.2015 00:01:00

Китай провоцирует новое ослабление рубля

Тэги: китай, экономика, ввп, алексей улюкаев, россия, рубль, валюта


китай, экономика, ввп, алексей улюкаев, россия, рубль, валюта Председатель КНР Си Цзиньпин обещает решить экономические проблемы Поднебесной. Фото Reuters

Замедление экономического роста Китая сказывается на России, признал в конце недели глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Однако опасаться не стоит: жесткой посадки экономики КНР, как считает Улюкаев, не случится. В американской прессе иной взгляд на ситуацию: реальный рост китайской экономики мог замедлиться не до 7%, как сообщает Пекин, а до 2–5%. По мнению российских экспертов, усугубление китайских проблем грозит России не только пересмотром экспортных контрактов, но и ослаблением рубля – эффект будет тот же, что и от повышения ставки Федеральной резервной системы (ФРС) США.

Экономический рост Китая замедляется, и это, безусловно, сказывается на положении России, сообщил в пятницу министр Алексей Улюкаев. Хотя ждать драматического развития событий, по его мнению, все же не стоит.

«Понижение экономического роста Китая – это факт практически предопределенный. Вопрос в том, будет ли это управляемо – так называемая мягкая посадка или жесткая, – сказал Улюкаев. – Пока все показания идут к тому, что китайской экономике удастся мягкая посадка, то есть постепенное снижение экономического роста и переключение его на другие факторы, прежде всего внутрикитайский спрос, без каких-либо радикальных изменений».

Председатель КНР Си Цзиньпин в минувший четверг тоже уверил, что Китай не совершит жесткой посадки. Хотя, как признают власти КНР, дисбалансы в экономике действительно есть и их нужно преодолевать, проводя структурные реформы.

«Китай последовательно обновляет модель индустриализации, информатизации, урбанизации и сельскохозяйственной модернизации. Пространство и потенциал китайского рынка огромны. В будущем у Китая появятся условия для поддержания средних и быстрых темпов экономического роста», – передает слова Си Цзиньпина агентство «Синьхуа».

По данным Национального статистического бюро КНР, китайский ВВП в третьем квартале 2015-го вырос по отношению к тому же периоду прошлого года на 6,9%. Экономический рост КНР последовательно замедляется, несколько лет назад он превышал 10% в год.

Одновременно с этим некоторые иностранные наблюдатели опасаются, что Китай завышает свои оценки динамики ВВП – возможно, ситуация намного хуже, чем преподносится миру. О таких опасениях сообщило в пятницу американское издание Epoch Times.

Как полагают авторы издания, рост экономики Китая сейчас находится в диапазоне от 2 до 5% в год. К такому выводу они пришли, проанализировав данные по железнодорожным грузоперевозкам, объемам потребляемой электроэнергии, выдаче новых кредитов.

Но даже если предположить, что официальная статистика КНР не ошибается, все равно, как считают авторы издания, в Китае нарастают кризисные явления, ведь страна столкнулась с сильнейшим оттоком капитала. По оценкам Epoch Times, «общий отток капитала из страны с начала 2015 года на конец сентября составил 850 млрд долл.».

По оценкам Министерства финансов США, за первые восемь месяцев 2015 года отток капитала из КНР достиг 500 млрд долл., при этом за один август Китай лишился около 142 млрд долл., это был максимальный за всю историю наблюдений месячный отток капитала.

Конечно, выводы американского издания могут вызывать сомнения точно так же, как и статистические отчеты КНР или публичные заявления китайских чиновников. Эксперты подтверждают: сейчас и для Китая, и для других стран методика подсчета ВВП – дискуссионная тема.

«К слову, повод для дискуссий дал премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, когда, высказываясь скорее как эксперт, заявил, что методика подсчета ВВП вызывает вопросы, – комментирует ситуацию руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. – С одной стороны, есть манипуляция с дефлятором, из-за чего темпы роста могут завышаться. С другой стороны, китайцы явно не учитывают в ВВП рост сферы услуг, который в последнее время, даже по независимым международным оценкам, довольно устойчив, ведь на смену индустриальной модели экономики приходит новая модель, ориентированная на сферу услуг».

Судя по прогнозам международных организаций, в этом году экономический рост КНР скорее всего не превысит 6,5%, в следующем будет около 6%, говорит Масленников. «И в этом смысле министр Алексей Улюкаев прав, когда утверждает, что жесткой посадки не будет, а будет просто торможение. Ведь жесткая посадка – это когда экономика замедляется уже до 5% в год и ниже. Пока такого не просматривается», – уточняет эксперт.

На смену индустриальной модели экономики в Китае приходит новая модель, ориентированная на сферу услуг.	Фото Reuters
На смену индустриальной модели экономики в Китае приходит новая модель, ориентированная на сферу услуг. Фото Reuters

Но одно бесспорно – если экономическая ситуация в Китае продолжит ухудшаться, Россия не сможет закрыть на это глаза. «Очевидно, что для нас торможение китайского роста – серьезный вызов. Как только в конце прошлого года упали цены на нефть, мы существенно потеряли во взаимном товарообороте. Думаю, эта тенденция продлится до конца года. Снижение товарооборота с Китаем означает, что у нас, в частности, сокращаются поступления нефтегазовых доходов бюджета», – поясняет Масленников.

Главное таможенное управление КНР уже сообщало, что оборот китайско-российской торговли в январе–сентябре этого года составил 50 млрд долл., это почти на 30% меньше, чем было в январе–сентябре 2014-го. Поставки Китая в Россию сократились за указанный период на 36%, России в Китай – примерно на 21% (см. «НГ» от 15.10.15).

Судя по данным Минэкономразвития за первое полугодие, по некоторым группам товаров российский экспорт в Китай падает не только в стоимостном выражении, но и в натуральном. «Поставки минерального топлива, нефти и нефтепродуктов продемонстрировали негативную динамику как в физическом выражении (–7%), так и стоимостном: совокупная стоимость этих поставок уменьшилась на 33% к январю–июню 2014 года», – говорится в материалах ведомства.

Внутри этой товарной группы наиболее ощутимо в физических объемах сократились поставки горюче-смазочных материалов и топлива, включая уголь, дизельное топливо, сжиженный газ, но исключая сырую нефть – на 35,5% в годовом выражении. Поставки же сырой нефти в натуральном выражении за указанный период выросли почти на 27%, однако этот рост был нивелирован за счет падения нефтяных цен.

Масленников добавляет, что из-за падающих сырьевых цен и сокращения спроса со стороны Китая России придется пересматривать совместные с КНР долгосрочные проекты в нефтегазовой сфере: изменятся сроки окупаемости, сметная стоимость проектов, понадобятся другие объемы инвестиций.

«Кроме того, нарастают риски разбалансировки китайской финансовой системы, в Китае огромный долговой пузырь, если он лопнет, то это почувствует вся мировая экономика, включая Россию», – говорит эксперт.

Сейчас, как правило, эксперты рассуждают о последствиях для российской валюты от возможного повышения ставки ФРС США, но, как предупреждает Масленников, точно такой же негативный эффект для рубля будет и от новых кризисных явлений в финансовой системе Китая.

Масленников пояснил, во сколько обойдется России решение ФРС повысить ставку: «Есть несколько сценариев, к чему приведет повышение ставки ФРС, ведь все зависит от того, когда и насколько это будет сделано. В зависимости от сценария курс российской валюты может упасть на 2–5 рублей по отношению к доллару». Не исключено, что точно такое же падение рубля случится и при усугублении финансового кризиса в Китае.

В конце минувшей недели Народный банк Китая (НБК) в очередной раз понизил процентную ставку. «После того как НБК понизил ставку на 25 базисных пунктов, начали падать нефтяные котировки и золото. Инвесторы стали переходить из рисковых активов в американские доллары», – указывает аналитик Profit Group Владимир Чернов. Это тут же повлияло на курс рубля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
477
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
491
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
624
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
471

Другие новости