0
25885
Газета Экономика Интернет-версия

19.10.2015 00:01:00

Слабый рубль не помог отечественной экономике

Тэги: экономика, рубль, девальвация, минфин, антон силуанов, импорт, инвестиции


экономика, рубль, девальвация, минфин, антон силуанов, импорт, инвестиции Антон Силуанов уверен в эффективности проводимой финансовой политики. Фото РИА Новости

Переход российской экономики к росту в ближайшее время маловероятен. Такой вывод сделали в конце прошлой недели эксперты Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ). Позитивные эффекты от двукратной девальвации рубля сегодня лишь замедляют скорость падения, но пока не способны вызвать оживление, как это случилось в 1998 году. Тогда после девальвации за год российская промышленность показала рост в 8%.

Для определения экономических перспектив ученые из Центра развития используют так называемый сводный опережающий индекс (СОИ), который вычисляется на основании данных о новых заказах в обрабатывающей промышленности и о ценах на московскую недвижимость. «Значение индекса осталось в отрицательной области, но темпы его падения снизились. В принципе за этим может последовать замедление темпов спада в реальном секторе», – допускают экономисты. В сентябре главными негативными факторами были динамика нефтяных цен, фондовых индексов и денежной массы. Единственным позитивным фактором, по их мнению, стала новая волна ослабления реального эффективного курса рубля. Таким образом, ни российские, ни зарубежные экономисты пока не видят ощутимых предпосылок для роста ВВП. В конце прошлой недели рейтинговое агентство Standard&Poor’s (S&P) подтвердило суверенный рейтинг РФ в иностранной валюте на уровне «BB+», то есть ниже инвестиционного, с «негативным» прогнозом. 

Такой прогноз, в частности, отражает мнение агентства, что состояние финансовых буферов в течение года может ухудшиться быстрее, чем планируется в настоящее время. По мнению же главы Минфина Антона Силуанова, сохранение агентством суверенных рейтингов РФ в текущих условиях является признанием эффективности экономической политики страны. «Считаю сохранение суверенных рейтингов России в текущих непростых условиях снижения цен на нефть и понижения рейтингов других развивающихся стран свидетельством признания эффективности нашей экономической политики», – подчеркнул он вчера.

Суверенные рейтинги страны остаются низкими на фоне значительного ослабления национальной валюты. Так, согласно данным Центробанка РФ, реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам за январь–сентябрь текущего года снизился почти на 20% относительно аналогичного периода предыдущего года.

Девальвация национальной валюты помимо явных отрицательных последствий несет и позитив: отечественная продукция получает ценовое преимущество, издержки предприятий сокращаются, доля импорта сокращается. Так, девальвация рубля в 1998 году способствовала существенному экономическому подъему. Российские предприятия после дефолта 1998 года стали более конкурентоспособными как на мировом, так и на внутреннем рынке.

В целом рост ВВП России в 1999 году составил 2%, а рост в промышленности составил 8%. И такие темпы промышленного роста продержались вплоть до 2005 года. При этом темпы роста обрабатывающих производств по итогам 1999 года достигли 13%. 

Похожая ситуация была и в Великобритании в 1992 году, когда британский фунт всего за несколько дней подешевел более чем на 25%. Такая девальвация фунта и снижение учетной ставки привели к бурному развитию промышленности и повышению конкурентоспособности английских товаров, профинансированных дешевыми кредитами.

Нынешняя девальвация рубля и запрет на ввоз в страну западной продукции в теории также могли бы дать стимулы российской промышленности, как это было в том же 1998 году. Однако до сих пор особых признаков этого не наблюдается. Как известно, импорт товаров в РФ после девальвации и введения продовольственного эмбарго серьезно сократился. За первые восемь месяцев текущего года импорт продовольственных товаров оказался почти на 40% ниже аналогичного периода прошлого года. Заметим, только в августе 2015 года, согласно данным Росстата, этот показатель оказался ниже на 30% по сравнению с августом прошлого года.

Всего год назад доллар в России стоил почти в два раза дешевле.	Фото Льва Исраеляна
Всего год назад доллар в России стоил почти в два раза дешевле. Фото Льва Исраеляна

Столь значимое сокращение импорта продовольственной продукции могло бы в теории способствовать росту отечественного производства. Но пока этого почти не наблюдается. В январе–августе прошлого года производство сельхозпродукции увеличилось на 4,5%, а в этом году за тот же период – всего на 2%. Так что в целом эффект девальвации и импортозамещения даже в сельском хозяйстве оказался минимальным или вовсе отрицательным.

Наибольший рост отмечен в производстве мясной продукции. Так, за первые восемь месяцев 2015 года производство мяса в стране выросло на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Почти на 2% за тот же период выросло производство яиц, в то время как производство молока показало отрицательную динамику: по сравнению с январем–августом 2014 года в РФ надои молока уменьшились на 0,4%. Объявленная политика импортозамещения, похоже, пока никак не улучшила общую ситуацию в агросекторе.

Не лучше обстоят дела и в непродовольственном секторе. Согласно данным Росстата, индекс промышленного производства в январе–сентябре текущего года снизился более чем на 3% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Снижаются темпы добычи полезных ископаемых в стране. Рост по итогам девяти месяцев этого года показали лишь добыча природного газа на нефтяных месторождениях и добыча угля.

При этом в отдельных областях обрабатывающих производств в России, очевидно, не все так плохо. Например, за последний год производство электровозов в России увеличилось более чем на 30%. Заметно повысилось также производство сырных продуктов – на 23% (правда, в основном за счет фальсификата). Увеличился по сравнению с прошлым годом и выпуск стекла и красителей – на 18% и 17% соответственно. Однако рост в одних отраслях не способен нивелировать серьезное падение в других. Так, выпуск грузовых вагонов сократился более чем на 50%. Производители грузовых и легковых автомобилей упало на 20% и 25% соответственно. За год заметно сократилось производство и телевизионной аппаратуры (45%) и двигателей внутреннего сгорания (37%).

Продолжают сокращаться и инвестиции в страну. В частности, по итогам второго квартала сокращение оказалось наибольшим с посткризисного 2009 года – на 8,4% в годовом выражении. И раньше 2017 года ситуация с инвестициями существенно не изменится, считают в агентстве Bloomberg.

Повторение ситуации 1998 года, когда в результате ослабления рубля российская экономика резко пошла в рост, вряд ли возможен, уверены эксперты «НГ». В частности, напоминает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников, не так давно Всемирный банк провел исследование, согласно выводам которого влияние девальвации на экономический рост теперь оказывается вдвое меньше, чем это было еще в 90-х годах прошлого века. «И это в данном случае общемировой тренд, на который оказывает влияние структура международной торговли», – говорит он.

К тому же, считает Масленников, положительные эффекты от девальвации рубля не могут реализоваться при столь резком, как в России, сокращении импорта. «На сегодняшний день ничего не импортируют менее 30% российских компаний. Остальные в той или иной степени связаны с импортом и встроены в международную цепочку производства. И это не позволяет реализовать преимущества от девальвации», – поясняет экономист.

По мнению же доцента Академии народного хозяйства и госслужбы Сергея Хестанова, текущая девальвация рубля в отличие от ситуации 1998 года не столь глубока. «Нынешнее ослабление рубля происходит на фоне почти двукратного падения нефтяных котировок, чего не было в 1998 году», – напоминает он. Сочетание этих факторов, по мнению эксперта, не способствует увеличению спроса на российскую продукцию. «По сравнению с 1998 годом заметно выросла роль государства в экономике, увеличилась налоговая нагрузка, что также не будет способствовать экономическому росту», – добавил Хестанов. В итоге, считают эксперты, положительный эффект от девальвации сегодня лишь один: балансировка бюджета, компенсирующая потерю доходов от падения нефтяных цен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3248
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3598
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2642
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4635

Другие новости