0
6589
Газета Экономика Интернет-версия

05.10.2015 00:01:00

На туристический рынок надвигается новый кризис

Тэги: турбизнес, туризм, трансаэро, банкротство


турбизнес, туризм, трансаэро, банкротство Туристам обещают, что запланированные авиаперелеты состоятся. Фото Reuters

Угроза банкротства авиакомпании «Трансаэро», которая успела продать около 600 тыс. билетов, может затронуть и сферу организованного туризма. Глава Ростуризма надеется, что авиационная отрасль сможет перевезти всех желающих, иначе турбизнес окажется на грани катастрофы.

Вчера менеджмент «Аэрофлота» и туроператора «Библио Глобус» (БГ) провели встречу по выверке контрактных обязательств по перевозкам туристов авиакомпании «Трансаэро». «Я не думаю, что какие-либо пассажиры останутся без перевозки. Ни «Аэрофлот», ни кто-либо еще в этом не заинтересован. На следующей неделе мы проведем несколько собраний с участием профильных ведомств – Ростуризма, Минтранса и т.д., чтобы урегулировать ситуацию, при этом перевозка всех туристов с предоплаченными билетами должна быть в приоритете обсуждения», – цитирует управляющего директора туроператора Александра Туголукова агентство Интерфакс.

Ранее «Аэрофлот» подтвердил перевозку клиентов БГ с билетами авиакомпании «Трансаэро» с датой вылета до 00:00 9 октября 2015 года. «Этот период может сдвигаться к более поздним датам, думаю, так и будет», – отметил Туголуков. Он также сказал, что оперативные встречи в «Аэрофлоте» будут проходить каждый день.

По его словам, около 200 тыс. клиентов туроператора оплатили билеты «Трансаэро», основная масса мест приходится на рейсы до конца октября. Накануне Туголуков сообщил Ассоциации туроператоров России (АТОР), что у БГ есть договоры с перевозчиком не только на октябрь, но и на ноябрь и декабрь. Средства по этим договорам перечислены «Трансаэро». «Речь идет о 4,5 млрд руб.», – говорит гендиректор компании «ВИП-сервис» Дмитрий Горин.

Напомним, что в начале сентября правительство РФ приняло решение передать «Аэрофлоту» оказавшуюся на грани банкротства компанию «Трансаэро». Предполагалось, что национальный авиаперевозчик приобретет 75%+1 акцию своего конкурента за 1 руб. Сделка должна была завершиться в четверг 

1 октября, однако этого не произошло из-за того, что акционеры «Трансаэро» не смогли вовремя консолидировать пакет акций. Вечером 1 октября «Аэрофлот» отказался от покупки. А по итогам заседания правительства было принято решение о начале процедуры банкротства «Трансаэро».

Руководитель пресс-службы Ростуризма Ирина Щеголькова уточнила, что у БГ оплачены билеты в «Трансаэро» более чем на месяц вперед, никаких долгов туроператор перед авиакомпанией не имеет – об этом сообщает агентство РИА Новости. Директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко считает, что договоренности по вопросу перевозки туристов «Библио Глобуса» должны быть достигнуты, поскольку «между сторонами есть понимание необходимости решения проблемы». А проблема действительно серьезна: в случае если обслуживание туристов БГ будет остановлено, пострадают десятки тысяч туристов и будет нанесен беспрецедентный удар по туристической отрасли. Сейчас БГ поддерживают даже конкуренты-туроператоры, понимая, что если его «положат», то ляжет вся отрасль.

На долю «Библио Глобуса», по словам Туголукова, приходится до 40% объемов перевозки «Трансаэро». Еще около 20% распределялось между несколькими крупными туроператорами: Coral Travel, TEZ Tour, «Натали Турс», «Интурист». Остальные 40% приходились на менее крупных туроператоров.

Глава Минкульта (в чьем ведении находится турбизнес) Владимир Мединский высказался о проблеме авансов, которые туроператоры заплатили «Трансаэро» за блоки билетов на рейсах авиакомпании. «Они шли на рисковые сделки, хотели купить билеты подешевле. Но и в этой связи проблем с возвратом туристов из-за рубежа возникнуть не должно», – цитирует слова министра издание ТАСС.

Компания «Трансаэро» имела колоссальное влияние на турбизнес. К слову, именно этот перевозчик первым стал ввозить и эксплуатировать в нашей стране американские «Боинги», напоминает Горин, что стало возможным благодаря льготам на растаможку иностранных самолетов. «Боинги» эти были не первой свежести, но они – экономные самолеты, поэтому «Трансаэро» смогла предложить рынку дешевую авиаперевозку», – говорит Горин. Кроме того, «Трансаэро» дублировала нацперевозчика практически на всех направлениях. Если говорить о массовой продаже турпакетов, то благодаря «Трансаэро» для российских туристов были открыты практически все дальние направления: Таиланд, Доминикана, Мальдивы, Сейшелы, Бали, Вьетнам, Мексика, Куба, ЮАР, Бразилия и др.

Традиционно «Трансаэро» не разглашала условия сотрудничества со своими заказчиками из турбизнеса. Эксперты отрасли, в частности, предполагают, что условия контрактов обсуждались индивидуально, с учетом истории отношений и готовности вносить предоплату.

По словам члена правления Российского союза туроператоров Георгия Мохова, юридических оснований для получения полного возврата средств за оплаченные туры с перевозкой на «Трансаэро» у туристов сейчас нет. Деньги можно вернуть только на общих основаниях, за минусом фактически понесенных затрат. В случае если турист не согласен с суммой затрат туроператора, он может обратиться в суд.

«У турагентов нет официального отказа туроператоров от выполнения услуг по оплаченным турам. Таким образом, турагенты могут только переадресовать требования туристов тем туроператорам, которые сформировали весь продукт», – говорит Георгий Мохов. Тем не менее шанс получить полную денежную компенсацию при возврате путевки у туристов все-таки сохраняется.

«Полагаю, что в правительстве понимают, что проблему надо решать оперативно и четко», – рассуждает Горин. «Информация с планом полетов «плюс два дня» будет ежедневно обновляться на сайтах и в официальных аккаунтах в соцсетях «Аэрофлота» и «Трансаэро», – сообщил 3 октября «Аэрофлот». Для обеспечения бесперебойной перевозки пассажиров «Трансаэро» нацперевозчик создал оперативный штаб, который координирует операционную деятельность проблемной авиакомпании. Все пассажиры «Трансаэро» будут перевозиться до 15 декабря 2015 года. Те, чьи даты вылета назначены после 00.00 часов 15 декабря, смогут оформить возврат денежных средств в полном объеме по месту приобретения авиабилетов.

Кроме нацперевозчика о готовности без доплат перевозить на внутренних линиях пассажиров, имеющих на руках купленные билеты «Трансаэро», заявили еще две российские авиакомпании – «Уральские авиалинии» и «ВИМ-Авиа». В пресс-службе первого перевозчика сообщили, что компания предоставит такую возможность при наличии свободных мест на своих рейсах: «Для оформления перелета на рейсах «Уральских авиалиний» пассажирам с билетами «Трансаэро» следует обратиться в представительство авиакомпании в аэропорту вылета». Правда, участники рынка довольно скептически отнеслись к формулировке «при наличии свободных мест». На форуме турагентов полагают, что билеты будут пытаться продавать до последнего, туристам придется буквально на свой страх и риск ловить свободные места.

Второй перевозчик, «ВИМ-Авиа», в октябре начнет выполнять ежедневные рейсы из Благовещенска в Москву и обратно вместо авиакомпании «Трансаэро», которая завершит перелеты на данном направлении 11 октября. Пассажирам с билетами после 11 октября потребуется переоформить их на рейсы «ВИМ-Авиа», сообщается на сайте правительства Амурской области. О том, где и как можно будет это сделать, станет известно позднее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1110
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1277
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1390
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3544

Другие новости