Крупные проекты освоения шельфовых месторождений могут оказаться нерентабельными. Фото Reuters
Мировая нефтяная отрасль может ощутить инвестиционный голод. Как вчера сообщили специалисты Wood Mackenzie Ltd., нефтяные проекты с возможными инвестициями в 1,5 трлн долл. при 50 долл. за баррель становятся нерентабельными. А значит, компании могут отказаться от подобных инвестиций, что, собственно, они уже делают. По мнению отечественных экспертов, в группе риска не только сланцевые разработки в США, но и шельфовые месторождения в РФ. Наличие проблем признают и в российском правительстве.
Нефтяная отрасль теряет инвестиционную привлекательность. Текущая ценовая конъюнктура делает вложения в новые разработки нецелесообразными. При сохранении цены около 50 долл. за баррель проекты, в которые предполагалось инвестировать 1,5 трлн долл., станут нерентабельными.
Об этом вчера сообщили специалисты Wood Mackenzie Ltd. Как они уточняют, речь идет в том числе о сланцевых проектах в США.
Столкнувшись в течение последнего года с двукратным падением нефтяных цен и резким снижением прибыли, нефтяные компании пытаются сокращать издержки. Под нож идут прежде всего инвестиционные программы. Например, ранее уже поступали новости о сокращении 6,5 тыс. рабочих мест и снижении на 20% капиталовложений в одной из крупнейших нефтегазовых компаний – в британо-нидерландской Royal Dutch Shell (см. «НГ» от 31.07.15).
Про начавшееся сокращение инвестиций говорят и аналитики Wood Mackenzie Ltd. По их данным, крупнейшие энергетические компании уже отложили свыше 200 млрд долл. инвестиций в 46 проектов.
Опрошенные «НГ» эксперты предупреждают, что в группе риска многие нефтяные проекты, включая российские. «При низких ценах на нефть крупные инвестиционные потери, несомненно, будут у США, ведущих сланцевые разработки; у Канады, делающей ставку на нефтеносные пески; у Венесуэлы, которая с помощью высокотехнологичного оборудования иностранных игроков добывает тяжелую и сверхтяжелую нефть. Кроме того, низкая цена за «бочку» нанесет урон Бразилии, Эквадору, Нигерии, Алжиру, Ираку, Казахстану», – перечисляет член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев.
Эксперт напоминает, что, «например, компании США и ряда других стран в тучные годы высоких цен на черное золото накопили солидные долги, так как брали взаймы финансовые ресурсы, чтобы активно наращивать нефтепроизводство, зарабатывать на экспорте и вкладывать полученные средства в развитие новых, капиталоемких проектов». «Однако при нынешней ценовой конъюнктуре эти компании вполне могут стать банкротами», – замечает Касаев.
По его словам, в текущем году более 90 нефтяных компаний в мире, включая российские, существенно сократили инвестиционные программы. При этом, говоря о России, Касаев подчеркнул, что помимо ценового фактора на наши проекты влияет также «санкционный фактор, который является камнем преткновения при инвестировании в добычу на Арктическом шельфе».
Как говорит аналитик холдинга «Финам» Антон Сороко, под ударом не только производители сланцевой нефти в США, но и «страны, где высока средняя стоимость добычи и где начата разработка шельфовых зон, которые не отличаются низкой себестоимостью добычи». «Это Канада, Россия, Норвегия, – поясняет эксперт и добавляет: – А лучше всего себя чувствуют страны, где нефть залегает относительно неглубоко. Это страны Персидского залива». При этом Антон Сороко считает, что ряд инвестиционных проектов будет все же не полностью закрыт, а временно заморожен – до нормализации ситуации на нефтяном рынке.
В российском правительстве тоже указывают на не лучшие перспективы отечественной нефтедобычи. В Минэнерго опасаются, что при дальнейшем снижении котировок добыча нефти в РФ упадет и что Евросоюз может ввести новые санкции – на российский экспорт сырья. Как передает Reuters, о таких страхах сообщил в конце минувшей недели первый замминистра энергетики Алексей Текслер.
В минувшую пятницу в Аналитическом центре при правительстве прошло обсуждение проекта Энергетической стратегии РФ на период до 2035 года. В проекте содержатся два сценария развития отрасли: целевой сценарий, реализация которого была бы желательна, и консервативный, который ближе к реальному положению дел.
Целевой сценарий предполагает, что вплоть до 2035-го Россия будет добывать 525 млн т нефти в год. В консервативном сценарии прописано ежегодное падение нефтедобычи в РФ, в 2035 году Россия будет добывать 476 млн т нефти против 525 млн т, которые были в 2014-м.
В проекте стратегии названы основные вызовы для нефтяной отрасли РФ: волатильность мировых цен на нефть, увеличение себестоимости добычи и постоянное ухудшение физико-химических характеристик добываемой нефти. Себестоимость нефтедобычи в России будет расти по двум причинам. Первая – «большая выработанность действующих месторождений усложняет удержание достигнутых уровней добычи нефти». Вторая – «более половины добычи в 2035 году должно быть получено из прироста труднодоступных запасов».