Доля отечественного оборудования на знаменитой платформе «Приразломная» – ниже 10%. Фото с сайта www.gazprom.ru
До начала кризиса Россия планировала добыть на шельфе к 2030 году около 1800 млн тонн нефти и 3,2 трлн куб. м газа. Это в 4–5 раз больше нынешней ежегодной суммарной добычи углеводородов в стране. Но антироссийские санкции перечеркивают планы освоения шельфа. В ближайшие годы в РФ возникнет острая нехватка плавучих буровых и их комплектующих, признали вчера в Минэнерго РФ. Собственного производства шельфового оборудования почти нет: доля российских комплектующих в шельфовой разведке не превышает одного процента.
Освоение шельфовых месторождений оказалось в России под большим вопросом из-за антироссийских санкций. У российских нефтегазовых компаний просто не будет необходимого оборудования для работы на шельфе.
При отсутствии собственных производств и действующих санкций возникнет дефицит плавучих буровых и запчастей на них, сообщил вчера замдиректора департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго Александр Ерков. Нехватка плавучих буровых, по словам чиновника, может превысить 20 единиц. Между тем докризисные проекты предполагали бурение на шельфе не менее 150 поисковых скважин.
В материалах Минэнерго сообщается, что уже к 2020 году дефицит запасных частей к буровым платформам может составить более 150 тыс. единиц в год, передает Интерфакс. Для сравнения: спрос на запасные части крупнейшего поставщика оборудования для буровых комплексов NOV составлял 21 тыс. единиц в год.
Аналоги зарубежного оборудования в России практически не производятся, отмечается в презентации Минэнерго. В качестве примера ведомство приводит знаменитую арктическую платформу «Приразломная», где доля российского оборудования составляет менее 10%. Согласно приведенным Ерковым данным, в геологоразведке на шельфе доля российского оборудования составляет в настоящее время менее 1%.
Эксперты считают, что организовать полноценное импортозамещение шельфового оборудования в приемлемые сроки практически невозможно. И поэтому необходимо пересмотреть планы освоения шельфа и признать перспективу существенного падения добычи углеводородов в РФ в среднесрочной перспективе.
«Заместить многие виды оборудования российскими аналогами в ближайшей и среднесрочной перспективе не удастся. Попытки импортозамещения сопровождаются ростом цен, потерей качества и увеличением сроков реализации. Поэтому маловероятно, что Россия к 2020 году будет самостоятельно производить все оборудование для работы на шельфе», – говорит член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев. По его словам, больше 90% импорта буровых платформ поступает из Кореи, которая пока не сворачивает сотрудничество с Россией под давлением Запада. «Планы освоения шельфа непременно стоит пересмотреть, поскольку в санкционных условиях недопустимо вкладывать огромные финансовые ресурсы в спорные сегодня амбициозные проекты», – говорит Эльдар Касаев.
Импортозамещение практически невозможно даже при наличии политической воли и самых гениальных изобретений. «Даже передовая работа ученых должна воплотиться в практику и пройти обкатку на производстве. Четырех лет на это не хватит», – говорит управляющий партнер консалтинговой компании Heads Александр Базыкин. По его словам, вполне вероятно падение суммарной добычи в России на уровне 2–5% в год.
Не исключает снижения добычи нефти в России и глава Минэнерго Александр Новак. Правда, объясняет такую перспективу чиновник в основном падением нефтяных цен и коммерческими решениями нефтяных компаний.
Санкции могут отразиться на планах освоения шельфа. Проблема не только в санкционном давлении, но и в рентабельности добычи трудноизвлекаемых углеводородов, считает аналитик компании «Премьер» Максим Костров. Глубину падения добычи он оценивает примерно в 5%.