Нотариус станет для бизнесменов доверенным лицом. Фото Fotolia/PhotoXPress.ru
В Госдуме готовят новую реформу наследственного права, которая облегчит передачу состояний следующим поколениям. В России уже отменены налоги на наследство, а теперь депутаты помогут наследникам при спорных моментах раздела имущества. Для этого в начале октября Госдума проголосует за множество новаций. Среди них – возможность супругов составить совместное завещание, введение понятия наследственного договора, а также возможность создания так называемого траста управления имуществом. Вчера эти вопросы обсуждались на круглом столе общественной организации «Деловая Россия» с участием депутатов, представителей бизнеса и юристов.
Наследственное право в его нынешней редакции стало формироваться с начала 2000-х годов. Еще в 2002 году при смерти гражданина, если у него не было близких родственников или он не оставлял завещания, все его имущество переходило государству. 1 марта 2002 года вступила в силу часть третья Гражданского кодекса России (ГК РФ), оговаривающая наследственное право, а еще годом раньше был принят закон, который расширил круг наследников по закону.
В результате появились новые формы завещания, в том числе завещание в чрезвычайных обстоятельствах, восемь очередей наследования по закону (девятым – остается государство, так называемое наследование выморочного имущества), правила о наследовании долей в хозяйственных обществах и многое другое. Также с 1 января 2006 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, отменяющие уплату налога на любое наследство, независимо от его объема, характера и стоимости (налог в размере 30% сейчас платят только иностранные граждане).
Что же уже принято депутатами в первом чтении? Законопроект вводит такие понятия, как совместное завещание и наследственный договор. Как пояснил один из авторов законопроекта, депутат Павел Крашенинников, в совместном завещании говорится об имуществе супругов, «как оно будет распределяться при смерти одного, при смерти другого, либо по совместной смерти. В мире есть еще такой распространенный вид согласования, как наследственный договор. Здесь к распоряжению имуществом допускаются не только супруги, но дети или третьи лица».
Кроме того, в случае принятия закона, вводятся положения о создании гражданином специального (трастового) фонда. Подобный фонд может быть использован не только для наследования, но и для благотворительной деятельности. «Многие наши бизнесмены создают такие трасты за рубежом, чтобы сохранить управление своим предприятием и после смерти. Мы считаем, что можем сделать подобные трасты и в России», – говорит Крашенинников.
И, наконец, бремя сбора доказательств в ходе ведения наследственного дела возлагается на нотариуса, а не наследников. Предполагается, что все необходимые документы, относящиеся к праву наследника на имущество наследодателя, а также документы, подтверждающие права самого наследодателя на имущество, соберет сам нотариус.
При всей кажущейся актуальности предлагаемых поправок, их текст вызвал критику у юристов. В частности, зампред президентского Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Евгений Суханов сказал, что предлагаемая Крашенинниковым реформа наследственного права стала неожиданностью для юристов, которые долгие годы кропотливо работают над реформой гражданского права.
Завкафедрой гражданского права СПбГУ Наталия Рассказова считает, что отсутствие четкой концепции может обернуться огромной нагрузкой на суды. Как отметила Рассказова, «в нашем беспорядке с недвижимостью часто невозможно определить, кому что принадлежит, возникает много споров, и только документ, подготовленный квалифицированным специалистом – нотариусом – и обладающий повышенной доказательственной силой, может помочь решить эти проблемы».
Юрист Юлия Лурье полагает, что изменения требуются и в процедуре выделения долей наследства: «Нам стоит пойти по примеру Европы и США, где доля имущества выделяется не в натуре (как в РФ), а в денежном эквиваленте. Допустим, ситуация, когда наследников много и имущество дробится на сотые части. Если бы спорное и имеющее много наследников имущество выставляли на торги через уполномоченные организации, наследники получали бы деньги и спорные вопросы моментально бы снимались. Кроме того, госказна получала бы дополнительный доход в виде уплаты налога на доход физических лиц, обязанность которого возникает после совершения сделки купли-продажи».
Профессор Академии народного хозяйства и госслужбы Сергей Абрамов напоминает, что усилия по передаче прав по наследству являются продолжением бремени собственности. «Проблема нотариата – в недостаточности инфраструктуры. Не везде доступны услуги нотариуса, зачастую наследник выступает своеобразным заложником воли нотариуса», – сказал Абрамов.
Советник министра юстиции РФ Мария Мельникова уточнила, что Минюст не поддерживает этот законопроект, к которому у чиновников много замечаний: «Основное концептуальное несогласие заключается в предложении сломать существующую систему в части выдачи нотариусом свидетельства о праве на наследство. Но этот механизм обеспечивает юридическую помощь гражданам, являющуюся конституционным правом». Ожидается, что в случае прохождения всех стадий принятия, новое законодательство вступит в силу с 1 ноября 2015 года.