Продукты в супермаркетах регулярно дорожают. Фото Reuters
Уже на следующей неделе парламентарии во втором чтении могут рассмотреть широко обсуждаемые поправки в закон о торговле. Парламентарии предлагают существенно сократить бонусы для торговых сетей, которые не должны превышать 3%. Однако противники законопроекта утверждают, что сокращение бонусов в торговле грозит новым повышением цен. Вчера на защиту торговых бонусов встал Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина.
Авторы закона о 3-процентном ограничении бонусов в торговле, в числе которых депутат Госдумы Ирина Яровая и сенатор Сергей Лисовский, надеются поддержать отечественного производителя. Действительно, чем ниже торговые наценки, тем ниже цены и больше спрос. Но возможен и противоположный эффект – ограничение бонусов заставит торговые сети работать только с самыми крупными поставщиками, что ударит по отечественному производству и создаст почву для дефицита и роста цен.
В связи с неясными последствиями сам законопроект, уже одобренный Госдумой в первом чтении, вызывает острые споры специалистов. В числе главных и спорных новаций законопроекта – уменьшение с 10 до 3% верхней планки так называемого ретробонуса – премии с оборота, которую производители платят торговым сетям. За превышение параметра законодатели предлагают установить штраф – от 2 до 5 млн руб. для юридических лиц. При этом в Минпромторге, как следует из текста поправок к законопроекту, предлагают идти дальше и полностью отказаться от любых видов вознаграждений.
Отказ же от бонусной системы невыгоден не только для торговых сетей, но в конечном счете и для потребителей – считают эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ) экс-министра Алексея Кудрина. Так, следует из доклада этой организации, отсутствие бонусов приведет к тому, что торговые сети вынуждены будут отказаться от продажи товаров с низкой прибыльностью, а также сократить ассортимент социально значимых товаров и товаров низкого ценового сегмента. Как следствие, магазинам придется повысить цены на товары этой категории и даже отказаться от части дешевой продукции. «Прежде всего в низком ценовом сегменте, в том числе социально значимых товаров и товаров низкого ценового сегмента, доступных для малообеспеченных слоев населения», – прогнозируют в общественной организации.
Отразится отказ от бонусной системы, по мнению экспертов, и на уровне потребительской инфляции. «На практике вознаграждение торговой сети является основным источником сдерживания инфляции на продовольственном рынке», – уверены в КГИ. Отказ от бонусной системы не только не улучшит условия конкуренции, но и заметно ухудшит их, замечают в организации. «Снижение вознаграждения сетей будет способствовать увеличению доли продукции под собственным брендом в торговых сетях, что негативно скажется на развитии конкуренции», – полагают в КГИ. В целом же, подчеркивают в комитете, предлагаемые поправки приведут к банкротству и уходу с рынка региональных торговых сетей, что, в свою очередь, окажет негативное влияние на экономическое состояние локальных производителей – фермеров и прочих малых производителей, чью продукцию в основном реализуют региональные торговые предприятия.
Ранее с критикой поправок в закон о торговле выступили и эксперты Аналитического центра при правительстве РФ. В первую очередь, подчеркивали они, в пояснительной записке к обсуждаемому законопроекту отсутствуют какие-либо экономические обоснования, указывающие на ожидаемые положительные эффекты от введения данных мер. К тому же нет доказательств, что предлагаемые ужесточения деятельности торговых сетей повысят продовольственную безопасность и увеличат долю отечественных товаров на полках.
Защищают высокие бонусы не только общественники, но и чиновники. Так, на прошлой неделе с резкой критикой поправок выступили и в Минэкономразвития (МЭР). В частности, ведомство подготовило отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия на проект закона. По словам директора департамента оценки регулирующего воздействия МЭР Вадима Живулина, в таком виде поправки вряд ли смогут повлиять на снижение цен в магазинах. «Напротив, принятие проекта может привести к росту стоимости продукции, – подчеркнул он. – Из-за неопределенности максимального размера скидки, которой предлагается заменить бонусы, производители будут поставлять товары по заранее завышенной цене». Тем более, добавляет он, запрет любых договорных отношений между торговыми сетями и поставщиками может отразиться на малых предпринимателях, на продукции, еще не имеющей устойчивого спроса, новых игроках.
Пока что позиция ведомства Алексея Улюкаева выглядит более убедительной, сообщают эксперты «НГ». «Если бонусы торговых сетей действительно отменят – это однозначно приведет к росту цен», – считает старший научный сотрудник Академии народного хозяйства и госслужбы Вадим Новиков. Еще в 2007 году американский экономист Джошуа Райт завершил исследование, по результатам которого выяснилось, что отмена бонусов приводит лишь к росту цен и падению объемов продаж. Так что отмена вознаграждений в конечном счете негативно отразится на потребителе.
Ограничение премий вряд ли позитивным образом скажется на ценах, соглашается аналитик Forex Club Ирина Рогова. Действующее продовольственное эмбарго и невозможность национальным поставщикам стимулировать спрос на свою продукцию со стороны ретейлеров может привести еще и к дефициту, говорит аналитик.
«Сужение рамок, привычных для ретейла, приведет к первоначальной защитной реакции – росту цен на товары», – говорит старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. Минпромторг старается расчистить площадку под более свободную торговлю, считает она, но пока это не для российских реалий. «С рынка уже убрали часть импорта, при этом небольшим производителям не стало свободнее в магазинах. Значит, проблема не в самой торговой полке, а в процессе, предшествующем ей», – замечает эксперт.
Один из разработчиков поправок в закон о торговле Сергей Лисовский пояснил «НГ», что закон должен вывести торговые сети на понятную ценовую схему. «Бонусы торговых сетей ни на что не влияют, а лишь позволяют сетям скрывать размер своей реальной наценки. Закон направлен на то, чтобы сделать эту схему более понятной», – подчеркивает сенатор. Однако вряд ли снижение размера бонуса или полный отказ от него сможет оказать реальное влияние на возможность присутствия мелких производителей в торговых сетях, считает руководитель управления правового консалтинга «ФинЭкспертизы» Виктор Демидов. «Для торговых сетей определяющим фактором является цена поставляемой продукции, и если мелкий производитель не сможет ее обеспечить, то вряд ли он останется в торговой сети, даже если размер бонуса будет неизменным», – поясняет он.