0
7635
Газета Экономика Интернет-версия

01.09.2015 00:01:00

Иркутский промышленный кластер обретает подъемную силу

Тэги: иркутская область, макс2015, объединенная авиастроительная корпорация, иркут, фцпф, сергей ерощенко, юрий слюсарь, олег демченко, александр баженов, промышленный кластер, импортозамещение


иркутская область, макс-2015, объединенная авиастроительная корпорация, иркут, фцпф, сергей ерощенко, юрий слюсарь, олег демченко, александр баженов, промышленный кластер, импортозамещение Подписи под важным соглашением поставили гендиректор ФЦПФ Александр Баженов, глава ОАК Юрий Слюсарь, врио главы Иркутской области Сергей Ерощенко и президент «Иркута» Олег Демченко. Фото Дениса Кононенко

На авиационно-космическом салоне МАКС-2015 были подписаны несколько важных для Приангарья соглашений. Одно из них – между правительством Иркутской области, Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), «Научно-производственной корпорацией Иркут» и Федеральным центром проектного финансирования (ФЦПФ). В результате в регионе в рамках создаваемого машиностроительного комплекса появится особая структура, которая займется развитием индустриального парка «Иркут», где будут производить комплектующие для авиационной промышленности. Проект позволит ускорить создание перспективного отечественного пассажирского самолета МС-21. А 2 сентября Иркутская область планирует подписать еще одно соглашение – с компанией Huawei, о создании в регионе дата-центра.

Индустриальный парк «Иркут» должен стать площадкой для размещения малых и средних промышленных предприятий, которые будут производить комплектующие для корпорации «Иркут» и других  предприятий, занимающихся авиастроением и машиностроением.  На авиасалоне МАКС подписи под документом поставили врио губернатора Иркутской области Сергей Ерощенко,  президент ОАК Юрий Слюсарь, президент корпорации «Иркут» Олег Демченко и генеральный директор ФЦПФ Александр Баженов.

В состав иркутского кластера входят Центр инжиниринга, Центр сертификации и испытаний, в перспективе будут созданы индустриальный парк и центр субконтрактации.   За 2011–2017 годы планируется вложить в проект около 513 млрд руб. Ключевым звеном станет «Иркут», который является головным реализатором важного для РФ проекта – среднемагистрального авиалайнера МС-21. О том, почему региону важен машиностроительный кластер и аэрокомпонент в нем, «НГ» рассказал временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Сергей Ерощенко. По его словам, развитие авиационного сегмента кластера – это новый шаг в развитии Иркутской области как промышленного, индустриального и промышленно-перерабатывающего ресурса региона.

Сергей Владимирович, какова роль региональных властей в развитии машиностроительного кластера Прибайкалья?

– Роль региона и регионального правительства очень велика, ведь нам важно формирование инвестиционной привлекательности не на словах, а по факту. Нужно создавать условия, привлекающие стартапы, позволяющие бизнесменам преодолевать проблему низкой рентабельности первых шагов производства. Например, мы это делаем, обеспечивая льготы на имущество, на землю. Мы организуем быстрое оформление земельных участков для предприятий, связанных с базовыми отраслями Иркутской области, одной из которых является авиастроение. Это позволяет постепенно, маленькими шагами идти к цели – созданию машиностроительного кластера вокруг Иркутского авиационно-промышленного объединения.

У нас есть примеры и в других отраслях, например в нефтегазодобыче, в частности создание Усть-Кутской площадки газопереработки. В этом случае компания, реализующая проект, при льготировании со стороны региона и Федерации смогла превратиться в крупнейшее и динамично развивающееся предприятие нефтегазодобычи, которое сейчас создает газохимическое производство. Оно сегодня платит более 47 млрд налогов в бюджет всех уровней.

Как, по вашему мнению, развитие кластера изменит экономическую ситуацию в регионе?

– Уже сейчас у нас существенно меняется ситуация в производственном комплексе. Если когда-то в авиационной промышленности мы переживали по поводу сокращения производственных мощностей и трудовых коллективов, то сегодня учебный центр Иркутского авиационного объединения обучает 2 тыс. человек в год. Мы поднимаем уровень подготовки профессионалов среднетехнических специальностей, нужных кластеру. А процесс промышленного производства военной и учебной техники и проект создания самолета МС-21 идут даже с опережением графика. В итоге растет средняя зарплата на производстве, растут налоговые отчисления. К тому же создание таких кластеров обязательно сопровождается созданием новой социальной сферы – детских садов, школ, больниц, дорог.

Как повлияет на развитие производства политика импортозамещения?

– С учетом поставленной перед нами задачи по импортозамещению мы должны создавать конкурентоспособное производство, и в Иркутской области это реально. Наша область отличается высоким научным потенциалом – политехнический университет готовит прекрасных специалистов, а кафедра, которая работает совместно с Иркутским авиационным объединением, разрабатывает новые методы металлообработки, лучшие в мире. И если вы предлагаете достойную продукцию, то всегда найдете партнеров. Сейчас, особенно после изменения курса рубля, мы получили очень хороший мультипликатор с китайскими партнерами в сфере электроники, обмена информацией, что для экономики Иркутской области будет очень полезно. Ведь мир сейчас зарабатывает на движении информации, товаров, людей, и мы не должны отставать от этой тенденции. И 2 сентября мы будем подписывать соглашение в Китае о создании дата-центра с компанией Huawei. В этом процессе кроме китайской компании и региональных властей будет участвовать также компания «Ростех» и предположительно «Русал». Найдены партнеры и в других сферах, например в лесоперерабатывающей, Иркутская область, создав соответствующие условия для производителей, стала первой в России по объему заготовки и производства целлюлозы. Нам важно сохранять синергию разных сфер, ведь у Иркутской области есть немало преимуществ – геополитическое расположение рядом с Китаем, есть мощнейший транспортный узел – две железные дороги, развивается аэропорт, мы создаем свободную экономическую зону портового типа. Все это возможности для быстрого и технологичного обмена товарами и информацией во всемирном масштабе. Таких проектов немало, и в итоге мы за три года увеличили валовой региональный продукт с 640 млрд до 900 млрд в нынешнем году. И это в кризисное время, которое для нас стало вызовом и стимулом для развития.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
839
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
612
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
303
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
405

Другие новости