0
84889
Газета Экономика Интернет-версия

24.08.2015 00:01:00

Раскол Российской Федерации стал целью США

Тэги: сша, политика, генри киссинджер, россия, экономический сепаратизм


сша, политика, генри киссинджер, россия, экономический сепаратизм Многие в Вашингтоне прислушиваются к советам бывшего госсекретаря Генри Киссинджера. Фото Reuters

Сегодняшней целью США является раскол России, заявил экс-госсекретарь Генри Киссинджер в интервью американской прессе. «Сломать хребет российского правительства», – уточняет интервьюер, редактор ведущего внешнеполитического издания. Явные признаки экономического раскола в России уже отмечались в период дефолта 1998 года. Тогда регионы отказывались перечислять налоги федеральному правительству и пытались создать собственные золотовалютные резервы.

Раскол России стал целью, тогда как долгосрочной перспективой должна быть ее интеграция, считает бывший госсекретарь и советник по национальной безопасности США Генри Киссинджер. Об этом он заявил в интервью редактору авторитетного внешнеполитического издания National interest Джейкобу Хеилбранну. Последний соглашается, что политики в Вашингтоне «нацелены на то, чтобы сломать хребет российского правительства». Впрочем, по смыслу интервью понятно, что «сломать хребет российского правительства» – это краткосрочная цель в рамках стратегического курса на «раскол России».

Российская империя и СССР уже демонстрировали склонность к распаду. За последние 100 лет наша страна раскалывалась по крайней мере дважды – во время революций 1917 и 1991 года. Многочисленные признаки экономического сепаратизма проявлялись и в современной России в начале 90-х и особенно во время экономического кризиса 1998 года. Тогда регионы обнаружили неспособность Центра решать насущные экономические проблемы и попытались делать это самостоятельно.

Самые яркие проявления экономического сепаратизма – это попытки выпуска региональных валют, создание областных золотовалютных запасов, отказ от перечисления налогов в федеральный бюджет. Более полный список признаков экономического сепаратизма приводит бывший советник президента и замначальника аналитического управления кремлевской администрации президента России Эмиль Паин в статье о федерализме и сепаратизме в России.

«После объявления федеральным правительством дефолта почти все регионы стали предпринимать меры экономической самозащиты, которые реально угрожали сохранению экономической целостности страны», – напоминает Паин. По данным официальной статистики, уже к сентябрю 1998 года 79 регионов ввели административное регулирование цен на продукты питания и ограничения на их вывоз за пределы субъекта Федерации. Наибольшую угрозу создавало обособление региональных финансовых систем. В Самарской области ограничивали работу филиалов московских банков, учредили пул местных банков и собственную расчетно-кассовую систему. Башкирия, Калмыкия, Татарстан, Томская область и Хабаровский край приостановили перечисления налогов в Москву. Калмыкия самовольно перевела федеральные налоги в местный бюджет, Калининград ввел «режим чрезвычайной экономической ситуации», а Кемерово стало собирать собственный золотой запас. Тогдашние власти Сахалина и Ярославской области объявили о смене форм административного управления.

Волна экономического сепаратизма во время дефолта 1998 года во многом оказалась даже сильнее, чем в начале 90-х, когда создавалась так называемая Уральская республика с собственной валютой – уральским франком. Тем не менее после смены правительства в 1998 году новые российские власти довольно быстро справились с экономическим сепаратизмом. У местных банков, которые не пересылали налоги в Москву, были отняты лицензии. А регионы, запретившие вывоз продовольствия, были лишены поставок горючего. Помог победить сепаратизм и быстрый рост экономики благодаря тогдашней девальвации рубля.

Российские эксперты указывают на различия в причинах нынешнего кризиса и дефолта 1998 года, а также на разницу в подходах Запада к России сегодня и во время дефолта. «Дефолт 1998 года был результатом неразумной политики макроэкономической стабилизации. А нынешний кризис – это системный тупик экспортно-сырьевой модели экономики, который наше правительство пытается разрешить по принципу тришкиного кафтана», – указывает руководитель Центра по международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Алексей Арбатов. При этом считает, что далеко не все политики в США добиваются раскола России. «Большинство американцев понимают, что расчленение РФ может иметь катастрофические последствия для США. Остатками России наверняка захотят поживиться «Исламское государство» и Китай, что явно не пойдет на пользу американцам. Кроме того, распад страны с ядерным потенциалом, атомной энергетикой и множеством опасных производств создает риски тяжелейшей катастрофы», – говорит Арбатов.

«Искать в интервью Киссинджера возможные способы и методы раскола России – в принципе неправильно. Киссинджер говорит о системном выборе Штатами после холодной войны политики доминирования без учета интересов нашей страны», – говорит глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. Кризисы 90-х, по его словам, были вызваны недееспособностью Центра. Тогда региональные власти просто готовились выживать самостоятельно. Когда же угроза углубления кризиса миновала, местные чиновники забыли и об экономическом сепаратизме. «В нынешних условиях я не представляю, что должно произойти для повторения сценария 90-х», – говорит Лукьянов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
934
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1159
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1060
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1051

Другие новости