Многие в Вашингтоне прислушиваются к советам бывшего госсекретаря Генри Киссинджера. Фото Reuters
Сегодняшней целью США является раскол России, заявил экс-госсекретарь Генри Киссинджер в интервью американской прессе. «Сломать хребет российского правительства», – уточняет интервьюер, редактор ведущего внешнеполитического издания. Явные признаки экономического раскола в России уже отмечались в период дефолта 1998 года. Тогда регионы отказывались перечислять налоги федеральному правительству и пытались создать собственные золотовалютные резервы.
Раскол России стал целью, тогда как долгосрочной перспективой должна быть ее интеграция, считает бывший госсекретарь и советник по национальной безопасности США Генри Киссинджер. Об этом он заявил в интервью редактору авторитетного внешнеполитического издания National interest Джейкобу Хеилбранну. Последний соглашается, что политики в Вашингтоне «нацелены на то, чтобы сломать хребет российского правительства». Впрочем, по смыслу интервью понятно, что «сломать хребет российского правительства» – это краткосрочная цель в рамках стратегического курса на «раскол России».
Российская империя и СССР уже демонстрировали склонность к распаду. За последние 100 лет наша страна раскалывалась по крайней мере дважды – во время революций 1917 и 1991 года. Многочисленные признаки экономического сепаратизма проявлялись и в современной России в начале 90-х и особенно во время экономического кризиса 1998 года. Тогда регионы обнаружили неспособность Центра решать насущные экономические проблемы и попытались делать это самостоятельно.
Самые яркие проявления экономического сепаратизма – это попытки выпуска региональных валют, создание областных золотовалютных запасов, отказ от перечисления налогов в федеральный бюджет. Более полный список признаков экономического сепаратизма приводит бывший советник президента и замначальника аналитического управления кремлевской администрации президента России Эмиль Паин в статье о федерализме и сепаратизме в России.
«После объявления федеральным правительством дефолта почти все регионы стали предпринимать меры экономической самозащиты, которые реально угрожали сохранению экономической целостности страны», – напоминает Паин. По данным официальной статистики, уже к сентябрю 1998 года 79 регионов ввели административное регулирование цен на продукты питания и ограничения на их вывоз за пределы субъекта Федерации. Наибольшую угрозу создавало обособление региональных финансовых систем. В Самарской области ограничивали работу филиалов московских банков, учредили пул местных банков и собственную расчетно-кассовую систему. Башкирия, Калмыкия, Татарстан, Томская область и Хабаровский край приостановили перечисления налогов в Москву. Калмыкия самовольно перевела федеральные налоги в местный бюджет, Калининград ввел «режим чрезвычайной экономической ситуации», а Кемерово стало собирать собственный золотой запас. Тогдашние власти Сахалина и Ярославской области объявили о смене форм административного управления.
Волна экономического сепаратизма во время дефолта 1998 года во многом оказалась даже сильнее, чем в начале 90-х, когда создавалась так называемая Уральская республика с собственной валютой – уральским франком. Тем не менее после смены правительства в 1998 году новые российские власти довольно быстро справились с экономическим сепаратизмом. У местных банков, которые не пересылали налоги в Москву, были отняты лицензии. А регионы, запретившие вывоз продовольствия, были лишены поставок горючего. Помог победить сепаратизм и быстрый рост экономики благодаря тогдашней девальвации рубля.
Российские эксперты указывают на различия в причинах нынешнего кризиса и дефолта 1998 года, а также на разницу в подходах Запада к России сегодня и во время дефолта. «Дефолт 1998 года был результатом неразумной политики макроэкономической стабилизации. А нынешний кризис – это системный тупик экспортно-сырьевой модели экономики, который наше правительство пытается разрешить по принципу тришкиного кафтана», – указывает руководитель Центра по международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Алексей Арбатов. При этом считает, что далеко не все политики в США добиваются раскола России. «Большинство американцев понимают, что расчленение РФ может иметь катастрофические последствия для США. Остатками России наверняка захотят поживиться «Исламское государство» и Китай, что явно не пойдет на пользу американцам. Кроме того, распад страны с ядерным потенциалом, атомной энергетикой и множеством опасных производств создает риски тяжелейшей катастрофы», – говорит Арбатов.
«Искать в интервью Киссинджера возможные способы и методы раскола России – в принципе неправильно. Киссинджер говорит о системном выборе Штатами после холодной войны политики доминирования без учета интересов нашей страны», – говорит глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. Кризисы 90-х, по его словам, были вызваны недееспособностью Центра. Тогда региональные власти просто готовились выживать самостоятельно. Когда же угроза углубления кризиса миновала, местные чиновники забыли и об экономическом сепаратизме. «В нынешних условиях я не представляю, что должно произойти для повторения сценария 90-х», – говорит Лукьянов.