0
11824
Газета Экономика Интернет-версия

12.08.2015 00:01:00

Черный день для нефтедолларовых запасов

Тэги: нефть, цены, норвегия, нефтедоллары, экономика, минфин, антон силуанов


нефть, цены, норвегия, нефтедоллары, экономика, минфин, антон силуанов Министру финансов Антону Силуанову скорее всего придется пересмотреть ключевые ориентиры для бюджета на следующий год. Фото РИА Новости

Сильнейшее со времен глобального финансового кризиса падение нефтяных цен вынуждает Норвегию потратить в 2016 году часть накопленных нефтедолларов. Российские резервы тоже не исключение: скорее всего правительству придется существенно нарастить подпитку экономики за счет запасов, сделанных на черный день. Пока правительство закладывает в бюджетные проектировки на 2016 год среднюю цену на нефть 60 долл. за баррель. Однако, как предупредил вчера Всемирный банк (ВБ), снижение нефтяных цен продолжится – впереди падение еще на 10 долл., которое случится после выхода на рынок иранских поставщиков. То есть нормой может стать цена 40 долл. за баррель.

Премьер-министр Норвегии Эрна Солберг во вчерашнем интервью агентству Bloomberg заявила, что норвежское правительство готовит проект бюджета на следующий год и прописывает в нем использование резервных средств из суверенного фонда страны. 

В этом фонде  аккумулируются нефтяные сверхдоходы, сейчас в нем находится 875 млрд долл. – это один из самых крупных фондов в мире. Деньги планируется потратить на создание новых рабочих мест и смягчение кризисных явлений в экономике.

К резервным средствам страна вынуждена обратиться прежде всего из-за явного ухудшения положения нефтяной отрасли. Как сообщает агентство, Норвегия готовится к крупнейшему с 2000 года снижению инвестиций в нефтегазовом секторе и разрастанию безработицы, ведь нефтяные компании уже сократили более 20 тыс. рабочих мест.

В течение последнего года норвежская экономика частично была поддержана за счет ослабления кроны – примерно на 9% за 12 месяцев. Однако, по словам Солберг, для того чтобы преодолеть нефтяную зависимость, одного ослабления национальной валюты недостаточно. Нужны более системные меры. В частности, как сообщает Интерфакс, Норвегия планирует провести налоговую реформу, чтобы повысить свою инвестиционную привлекательность.

Солберг вчера не уточнила, сколько конкретно резервных средств будет потрачено в следующем году. Но скорее всего речь идет примерно о 3% от объема фонда, или 21,8 млрд долл. Такие оценки представители норвежского правительства делали весной этого года.  

Стоит уточнить, что Норвегия не в первый раз использует средства фонда для поддержки бюджета и антикризисной подпитки экономики. Однако если раньше к распечатыванию резервов страну подталкивал глобальный финансовый кризис, то теперь антикризисная подпитка нужна из-за существенного падения нефтяных цен. Всемирный банк вчера сообщил, что в следующем году нефтяные цены могут упасть еще на 20%: по сравнению с сегодняшним уровнем Brent подешевеет как минимум на 10 долл. Произойдет это после выхода на рынок иранских поставщиков. «Полный возврат Ирана на глобальный рынок постепенно добавит около 1 млн барр. нефти в сутки», – уточняют специалисты ВБ. Если учесть, что сейчас нефть марки Brent торгуется около отметки 50 долл. за баррель, то, получается, в следующем году уже нормой станут 40 долл. за баррель.

Сейчас в проекте «Основных направлений бюджетной политики», подготовленном Минфином на основе прогнозов Минэкономразвития, прописано, что в 2016-м среднегодовая цена на российскую нефть Urals составит около 60 долл. за баррель. При этом ведомство Антона Силуанова ожидает, что нефть будет дорожать и к 2017 году выйдет на отметку 70 долл. за баррель. Исходя из таких ориентиров, верстаются будущие доходы и расходы бюджета. Реальность может сильно разойтись с правительственными расчетами.

Впрочем, в Минфине все же понимают, что корректировки могут потребоваться. Так, в середине июля замминистра финансов Максим Орешкин говорил, что в августе возможен пересмотр прогнозов по нефтяным ценам и по доходам бюджета на ближайшую трехлетку. Но помимо этого, возможно, российскому правительству точно так же, как и норвежскому, придется еще активнее подпитывать экономику резервными средствами. И поддержкой банковского сектора, а также финансированием инфраструктурных проектов дело может не ограничиться.

«Если в течение следующих нескольких лет нефть действительно лишится около 20% своей стоимости, России придется либо экстренно секвестрировать расходную часть бюджета, либо быстро девальвировать рубль», – предупреждает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. Еще один вариант: тратить резервы. «Тогда подушки безопасности хватит на 12–14 месяцев», – говорит Бодрова.

Надежность резервов правительства и Центробанка можно оценить по нескольким показателям, которые, конечно, нельзя друг с другом складывать: по объемам Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, статистику по которым дает Минфин, а также по объему международных резервов, о которых отчитывается Центробанк.

По состоянию на 1 августа этого года в Резервном фонде находится около 73 млрд долл. По сравнению с 1 августа прошлого года Резервный фонд сократился примерно на 16%. В Фонде национального благосостояния сейчас находится 74,6 млрд долл. – сокращение за год примерно на 13%. Международные резервы к 1 августа этого года составили 358 млрд долл. – за год они сократились примерно на 24%. При этом регулятор ранее сообщал, что он планирует в ближайшие пять–семь лет увеличить резервы до 500 млрд долл.

В то же время часть экспертов считают, что полного опустошения резервов, даже несмотря на тревожные нефтяные перспективы, ждать не стоит. «Безусловно, риски расходования российских резервов присутствуют. Однако вероятность того, что емкость запасников будет сведена к нулю, минимальна. Дело в том, что решение отправить курс российской валюты в свободное плавание как раз и было аргументировано тем, что мегарегулятор сделал ставку на сохранение резервов. Если бы Центробанк не пошел на это, Россия повторила бы судьбу Аргентины, когда Национальный банк исчерпал все резервы для поддержания курса валюты, но все равно так и не остановил девальвацию», – поясняет руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

«В первом полугодии 2015 года у нашей страны было положительное сальдо торгового баланса в размере 95,3 млрд долл. На мой взгляд, это отличный показатель – всего на 15% меньше, чем за тот же период прошлого года, – говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. – Поэтому резервов должно хватить надолго, несмотря на  то что они все же используются». Эксперт также обратил внимание на то, что, например, Резервный фонд потерял около 16% за тот же период, за который нефтяные цены обвалились в два раза. Это, по мнению эксперта, повод для оптимизма.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1593
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
990
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
712
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
980

Другие новости