Граждане РФ не торопятся становиться на учет в службы занятости. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Деловая активность в РФ снижается восемь месяцев подряд. Об этом свидетельствуют данные индекса деловой активности (PMI) в обрабатывающих отраслях, которые вчера опубликовала исследовательская компания Markit. Затухание активности в обрабатывающей промышленности может спровоцировать всплеск безработицы, предупреждают экономисты. В Минтруде, однако, подобных опасений пока не высказывают. Опрошенные «НГ» эксперты указывают, что, несмотря на отсутствие явной безработицы в стране, продолжает активно нарастать переход граждан на неполную занятость или в серый сектор.
Основной показатель исследования Markit – индекс деловой активности обрабатывающих отраслей (PMI) – в июле 2015 года составил 48,3 пункта против 48,7 пункта в июне.
Значение этого показателя выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, ниже – на ее снижение. Этот показатель в России находится ниже критической отметки восьмой месяц подряд.
Кроме того, как показало исследование, уже третий месяц подряд в обрабатывающих отраслях снижаются объемы производства. «Однако темпы сокращения были незначительными и в основном были сконцентрированы в группе производителей инвестиционных товаров. В группе производителей промежуточных и потребительских товаров наблюдался рост объемов производства по сравнению с предыдущим месяцем», – говорится в отчете Markit.
Объемы незавершенных заказов также продолжали в июле снижаться на фоне избытка производственных мощностей и слабого поступления новых заказов, что привело к сокращению рабочих мест на некоторых предприятиях, сообщают в компании. «В результате сокращение занятости продлилось до 25 месяцев и наблюдалось по всем секторам обрабатывающих отраслей РФ», – указывают аналитики.
Старший экономист компании Markit Пол Смит говорит о падающем спросе на промышленные товары, а также связанном с этим избытке мощности и стремлении предприятий сокращать свои издержки в том числе на поддержание занятости.
В Минтруде, однако, несмотря на такие негативные тенденции в промышленности, а значит, и на рынке труда, фиксируют незначительное снижение численности официально зарегистрированных безработных.
«Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, за последнюю неделю июля уменьшилась на 0,2% и составила 972 442 человека», – сообщили вчера в пресс-службе ведомства. По словам министра труда Максима Топилина, за последнюю неделю июля численность зарегистрированных безработных снизилась в 55 регионах РФ.
Кроме того, по данным ведомства, за последнюю неделю незначительно сократилось и количество тех, кто занят неполный рабочий день. «По состоянию на 29 июля 2015 года также незначительно снизилась, на 0,8%, суммарная численность работников, находившихся в простое по инициативе администрации, работавших неполное рабочее время, а также работников, которым был предоставлен отпуск по соглашению сторон. В настоящее время в режиме неполной занятости находятся 304 660 человек», – сообщил вчера Максим Топилин.
В то же время в 12 регионах РФ наблюдался рост численности безработных граждан. Так, более чем на 1% численность безработных увеличилась в Ненецком автономном округе, Ленинградской, Кировской, Ярославской и Московской областях.
В конце минувшей недели Максим Топилин предупредил, что к осени уровень безработицы в России вполне может повыситься. Однако это, как утверждал министр, будет сезонный рост. «Осенний фактор будет влиять. Но хотелось бы очень надеяться, что все-таки не будет каких-то обвалов. Мы в этом направлении запускаем региональные программы. Это все же будет зависеть от экономики. Будем надеяться на хороший прогноз», – цитирует ТАСС министра.
Стоит отметить, что на текущий низкий уровень безработицы в стране в первую очередь влияет не лучшая демографическая ситуация. Об этом, в частности, сообщили ранее специалисты Центробанка (ЦБ). «В условиях негативных демографических тенденций безработица остается на низком уровне, а подстройка рынка труда к новым условиям происходит в основном за счет снижения заработной платы и роста неполной занятости», – говорится в сообщении ЦБ, подготовленном по итогам решения о снижении ключевой ставки.
В Минтруде, однако, стараются не обращать внимания на долгосрочные негативные демографические тенденции и концентрируют свое внимание на краткосрочном улучшении показателей. Так, в конце минувшей недели Топилин вслед за Росстатом сообщил, что в июне впервые с начала 2015 года был зафиксирован естественный прирост населения, составивший 4,5 тыс. человек. Правда, по данным за январь–июнь этого года, в стране зафиксирована естественная убыль, составившая более 61 тыс. человек.
По мнению экспертов «НГ», сейчас нет явных признаков, что осенью нас ждет резкий всплеск безработицы. Но это не значит, что рынок труда не будет подстраиваться под ухудшение экономической ситуации в стране. Как говорит замдиректора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Ростислав Капелюшников, самое ожидаемое развитие событий – снижение реальной зарплаты на фоне высокой инфляции. «Тем самым фактическое удешевление рабочей силы будет позволять предприятиям сохранять работников», – полагает он.
Всплеска открытой безработицы действительно не стоит ожидать, соглашается проректор Академии народного хозяйства и госслужбы Александр Сафонов. Однако в стране продолжается рост скрытой безработицы. «Важно понимать: текущая ситуация на рынке труда отличается, например, от кризиса 2008–2009 годов тем, что сейчас значительно увеличивается число людей либо вовсе покидающих рынок труда, либо переходящих в неформальный сектор», – замечает он.
Например, поясняет эксперт, регионы могут через использование административных ресурсов тормозить постановку граждан на учет в службы занятости, чтобы показывать лучшую статистику по уровню безработицы. И таким уволенным россиянам, оказавшимся вне официальной статистики, приходится самостоятельно искать работу, в том числе в сером секторе, замечает эксперт. Другая тенденция, по словам Сафонова, связана с тем, что предприятия сейчас снижают свои издержки за счет сокращения расходов на оплату труда. «Малые и средние предприятия, если они не закрываются, предпочитают переводить свои формальные отношения с сотрудниками в неформальную сферу», – добавляет Сафонов.
Хотя, напомним, правительство сейчас ведет активную работу по сокращению в стране неформальной занятости (см. «НГ» от 20.05.15).
В то же время, по данным кадровых служб, в последние несколько месяцев наблюдается некоторый рост числа вакансий. «Начиная с апреля мы фиксируем постепенное повышение активности работодателей на 2–3% в месяц. В июле впервые с начала года количество открытых вакансий сравнялось с показателями прошлого года. Причем в менее крупных городах их количество выросло заметнее, чем в городах-миллионниках. Рабочий персонал на втором месте по количеству вакансий, работники производственной сферы на третьем», – сообщил «НГ» руководитель направления исследований портала Superjob. ru Павел Лебедев.
Впрочем, по мнению Сафонова, такую тенденцию довольно просто объяснить: «Текущий рост числа вакансий это скорее заместительная тема. То есть работников с более высокой зарплатой заменяют на тех, чьи ожидания по зарплате скромнее», – поясняет он.
По мнению же руководителя направления «Персонал» Русской школы управления Константина Тютюнова, к осени мы вполне можем наблюдать рост как официальной, так и скрытой безработицы. «Сейчас сокращения уже идут, и к осени они вполне могут стать более заметными в государственной статистике, – полагает он. – Более массовыми могут стать переводы на частичную занятость и сокращение зарплаты».