0
7904
Газета Экономика Интернет-версия

03.08.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. "Газпром" ищет пути в Европу

Тэги: газпром, wintershall, германия, северный поток, европа, газоснабжение


В последний день июля пришло сообщение от ведущей немецкой нефтегазовой компания Wintershall (дочернее предприятие концерна BASF) о подписании меморандума между «Газпромом» и BASF, предусматривающего расширение «Северного потока» за счет строительства двух новых ниток, позволяющих дополнительно поставлять до 55 млрд куб. м российского газа напрямую в Германию. Руководство немецкой компании исходит при этом из растущих потребностей Объединенной Европы в голубом топливе.

По словам члена правления BASF SE Ганса-Ульриха Энгеля, «о своей готовности участвовать в этом важном инфраструктурном проекте уже заявили и другие компании. Среди них немецкая E.ON, австрийская OMV и британская Shell. Напомним, что первые две нитки «Северного потока», в которых Wintershall имеет долевое участие в размере 15,5%, работают с октября 2012 года. Российский природный газ выходит на берег Балтийского моря, недалеко от города Лубмина (земля Мекленбург – Передняя Померания), откуда он по двум соединительным газопроводам OPAL и NEL поступает потребителям в Западной и Центральной Европе. С точки зрения немецких экспертов, существующая газотранспортная инфраструктура вносит значимый вклад в укрепление энергобезопасности и долгосрочное обеспечение потребностей Германии и Европы в импорте природного газа, так как потребность ЕС в импорте газа будет расти и дальше. Это связано с увеличивающейся разницей между объемом собственной европейской добычи и потреблением природного газа. При этом эксперты ссылаются на прогнозы Международного энергетического агентства, которое ожидает спад добычи газа в Европе примерно на 2% в год, в то время как потребление будет увеличиваться на 0,8% в год.

Судя по всему, расширение «Северного потока» сейчас становится приоритетным и в планах российского газового монополиста на европейском рынке. Это связано с большой неопределенностью в реализации «Турецкого потока». Несмотря на заверения об интересе Турции к этому проекту, о котором в последнее время неоднократно заявляли и представители турецкого МИДа, и турецкие ученые, пока отсутствуют какие-либо конкретные договоренности на этот счет, кроме разрешения на проведение соответствующих изысканий в Черном море. Идет ли речь о цене на российский газ, или все дело во внутриполитической конъюнктуре в самой Турции, мнения экспертов расходятся. Ведь правящая Партия справедливости утратила абсолютное большинство в парламенте и сталкивается с необходимостью создания правительственной коалиции или проведения новых выборов. Тем более что нельзя сбрасывать со счетов и внешние факторы. На это прямо указывает сообщение агентства Reuters, в котором говорится, что Турция настаивает на строительстве только одной ветки «Турецкого потока», которая обеспечит снабжение газом самой Турции. К внешним факторам, несомненно, относятся и давление на Анкару США (а также Брюсселя), и предложения альтернативных поставок газа как для Турции, так и для Европы со стороны Азербайджана и в более отдаленной перспективе –  Ирана. Для США и ЕС было бы важным сохранить транзитный маршрут российского газа через Украину. Я бы не стал забывать и о возможности поставок американского и катарского сжиженного газа в Европу, да и о перспективе технологического прорыва в добыче сланцевого газа за счет применения безводного ноу-хау. В последнем случае на мировой рынок выйдут совершенно новые поставщики, такие, например, как Израиль. Скорее всего следует принимать во внимание совокупность факторов.

При этом враждебная, по сути дела, позиция Брюсселя играет далеко не последнюю роль. И это не только использование третьего энергопакета для создания препятствий достижению договоренностей с Балканскими странами относительно прокладки по их территориям транзитных газопроводов от турецкой границы, но и ограничения на прокладку запланированной второй нитки газопровода по дну Черного моря до самой Турции компаниями из Голландии и Италии. В этой связи заслуживает внимания недавно опубликованная работа группы берлинских ученых из фонда «Наука и политика» – «Российские прямые инвестиции в Евразию». В ней утверждается, что «в Европе многие годы господствовало позитивное мнение относительно интеграции России в мировую экономику. Это, мол, служило мирным целям. Однако в ходе украинского кризиса это мнение все чаще ставится под вопрос. Вместо этого активные экономические связи с Россией сегодня рассматриваются как знак зависимости и как риск». Вряд ли стоит ожидать, что эти опасения будут сняты в ближайшем будущем.

Поэтому ключевым моментом для понимания сути проекта «Северный поток 2» является ситуация с газоснабжением Европы после 2019 года. Проблема для Москвы заключается в том, что контракты на поставку российского газа именно через Украину в ЕС истекают после того, как истекает сам контракт о транзите с Киевом. Основным получателем газа по украинскому транзитному коридору является итальянская Eni. И новое руководство компании может не согласиться на перенос точки сдачи российского газа из северо-итальянского Тарвизио в предполагаемый хаб на турецко-греческой границе. Существует мнение, что в данном случае основную роль играют личностные факторы. Но я бы не стал исключать ни чисто финансовых причин, ни политического давления Брюсселя. Все эти обстоятельства делают проект «Турецкий поток» крайне ненадежным. Возможно, что эти обстоятельства и вынудили российского премьера Дмитрия Медведева заявить в июльском интервью словенской газете DELO в преддверии двухдневного рабочего визита в Словению о возможности продления транзита через Украину после 2019 года. Во всяком случае, переговоры на этот счет с украинской стороной уже должны вестись.

Поэтому для России сейчас первостепенную важность имеет сохранение ее доли в газоснабжении Европы. Тем более что пока именно Европа является для России основным рынком сбыта голубого топлива. Но сохранит ли Россия свои примерно 30% еврорынка, зависит от множества факторов. В этом плане две новые ветки «Северного потока» могут сыграть решающую роль в замене украинского маршрута, поскольку в этом проекте готова участвовать и австрийская OMV, которая и доставит российский газ на север Италии.

Продолжение темы


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
883
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1031
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1436
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1162

Другие новости