Замминистра финансов Алексей Моисеев ожидает, что новое агентство поможет в распределении госфинансирования. Фото с сайта www.minfin.ru
Уже к концу года в России может появиться собственное рейтинговое агентство, объявили в пятницу в Центробанке (ЦБ). Власти надеются, что со временем оно сможет составить конкуренцию мощнейшим мировым игрокам. Пока же планируется оценивать с его помощью отечественные компании, в том числе и те, которые претендуют на государственные деньги.
Национальное рейтинговое агентство может начать работу уже в четвертом квартале этого года. Его капитал в 3 млрд руб. уже почти сложился, передает ТАСС. Участие в проекте подтвердили ВТБ, Росгосстрах, Альфа-банк, Бинбанк. В раздумьях «Роснефть», «Газпром», СОГАЗ, Абсолют-банк, Росбанк. Инвесторы будут иметь в проекте равные доли до 5%, сообщила «России 24» первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова, которая возглавит новое агентство. Предварительная подписка на акции будет проведена до 28 августа. Инвесторами могут стать банки, страховые и управляющие компании, а также эмитенты.
Трофимова сообщила, что в дальнейшем агентство планирует работать и за границей, в первую очередь в пространстве Евразийского экономического союза. А источник ТАСС отметил, что в 2018–2019 годах оно может выйти на европейский рынок.
Екатерина Трофимова ожидает, что новый проект окупится за три–пять лет «в зависимости от того, насколько быстро будет расти спрос на услуги, какую тактику выберут другие рейтинговые агентства, как международные, так и национальные, как будет выстроена ценовая политика».
Международные агентства пока реагируют достаточно нейтрально. «Мы приветствуем свободную и честную конкуренцию среди рейтинговых агентств, но в конечном счете решение о надежности и значимости для рынка новых рейтингов будут принимать инвесторы и другие пользователи кредитных рейтингов», – сообщили «Прайму» в Standard&Poor’s (S&P).
Напомним, что о необходимости создания собственного агентства власти всерьез заговорили в прошлом году, после того как международные агентства понизили суверенные кредитные рейтинги РФ. Российские политики упрекали их в ангажированности в связи с ситуацией вокруг Украины.
В итоге ЦБ и Минфин разработали проект федерального закона, направленного на обеспечение прозрачности и независимости работы рейтинговых агентств в РФ. Он был принят в конце июня.
«В силу закона и Минфин, и ЦБ в своем решении должны использовать рейтинг по национальной шкале. Когда такая шкала будет разработана, скорее всего это будет делать как раз агентство, которое сейчас создается, то все, кто хочет получить финансирование со стороны государства, должны будут иметь рейтинг в этом агентстве или в любом другом, которое будет производить национальную рейтинговую шкалу», – заявил в пятницу замминистра финансов РФ Алексей Моисеев.
Он пояснил, что, согласно новому закону, Минфин может использовать рейтинг любого агентства, которое производит расчеты по национальной шкале. Но скорее всего новый оценщик будет первым, кто их предоставит.
Сейчас в России работают несколько локальных рейтинговых агентств, однако, как ранее заявлял первый зампред ЦБ Сергей Швецов, они «не соответствуют основным требованиям, введенным в рамках европейского регулирования».
В Минфине ожидают, что новая структура сможет обеспечить качественный уровень оценки внутри РФ, в первую очередь для регуляторных целей – размещения депозитов, пенсионных накоплений и т.д. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев надеется, что национальное агентство будет мощным, конкурентоспособным и сможет создавать качественные рейтинги.
Впрочем, зампредправления Азиатско-Тихоокеанского банка Вячеслав Андрюшкин пояснил «НГ», что национальная шкала оценки скорее всего будет мало отличаться от общепринятых методик.
«Думаю, что ничего принципиально нового придумано не будет. Более того, мы видим, что оценки международных рейтинговых агентств, как правило, находятся примерно на одном уровне, – говорит эксперт. – Рейтинг складывается из финансовых и нефинансовых показателей. Финансовые - это чисто балансовые данные, которые характеризуют устойчивость компании, ликвидность, способность исполнять свои обязательства. А нефинансовые показатели - это система управления риском, корпоративное управление и т.д.».
По словам Андрюшкина, рейтинговые агентства отличаются не столько методиками, сколько своей репутацией. «Не секрет, что в прошлые кризисы авторитет многих рейтинговых агентств пошатнулся. Были ошибки, были подозрения в ангажированности. Так что вопрос надежности агентства имеет больше значения, чем конкретный способ оценки», – говорит эксперт.
Андрюшкин полагает, что в системе госфинансирования национальный рейтинг мало что изменит. «Компании, которые претендуют на государственное финансирование, и так должны проходить определенный анализ. И присвоение рейтинга, по сути, будет аналогично этим процедурам. Возможно, это немного упорядочит систему, и мы будем знать какие-то публичные показатели компании, получившей госфинансирование, ее конкретный рейтинг. Но глобально от этого ничего не поменяется», – рассуждает эксперт.
«Не знаю, есть ли в новом агентстве большая необходимость. Разве что для оценки тех компаний, с которыми по той или иной причине не могут работать международные агентства, например, в связи с допуском к государственной тайне. Сейчас из-за ограниченности доступа к западным рынкам капитала тема рейтингов вообще не особенно актуальна. Но времена меняются», – отмечает Андрюшкин.
«Если удастся организовать действительно качественное агентство, это будет полезно и создаст здоровую конкуренцию с другими игроками, – говорит финансовый омбудсмен Павел Медведев. – А если это будет российская карманная структура, созданная из обиды на то, что нам международные агентства поставили низкие оценки, это будет холостой выстрел». Попытки создать собственные рейтинговые учреждения предпринимались и раньше, безо всяких громких поводов, напоминает омбудсмен. «Среди них были и совсем неплохие, можно было бы поддержать их, – говорит Павел Медведев. – В любом случае надеюсь, что к созданию нового агентства его руководители подойдут трезво и без лишних эмоций».