0
7613
Газета Экономика Интернет-версия

27.07.2015 00:01:00

Медведев считает, что могло быть и хуже

Тэги: экономика, статистика, дмитрий медведев, правительство, инвестиции, доходы


экономика, статистика, дмитрий медведев, правительство, инвестиции, доходы Фото Reuters

Пока в России представители экспертного сообщества и бизнесмены ждут от правительства официального комментария по поводу статистики за полугодие, премьер Дмитрий Медведев в Словении рассказывает партнерам РФ, что властям удалось избежать худшего варианта развития событий в экономике. Правда, в условиях, когда в стране уже два квартала подряд промышленный спад, нет инвестиций и снижаются доходы населения, не совсем понятно, откуда у правительства уверенность, что оно стабилизировало ситуацию.

Вопреки пессимистическим прогнозам некоторых экспертов худшего в экономике страны российским властям уже удалось избежать. Об этом сообщил в конце прошлой недели в интервью словенскому изданию DELO премьер-министр России Дмитрий Медведев.

По его словам, вовсе не с санкциями Запада связаны основные проблемы российской экономики, а с накопившимися внутренними структурными дисбалансами. «Про все свои экономические болезни мы хорошо знаем, системно работаем над их лечением, – сказал премьер и добавил: У России есть и всегда будет запас прочности».

«А благодаря своевременно принятым решениям, в том числе и тем, которые касаются поддержки наших производителей и стимулирования несырьевого экспорта, мерам валютно-финансовой и денежно-кредитной политики нам удалось стабилизировать ситуацию, адаптировать ее к новым условиям», – уточнил Медведев.

Как считает премьер, в стране начинает стабилизироваться потребительский спрос. «Ожидаем, что экономический рост в России возобновится уже к концу этого – началу следующего года. Он, конечно, будет довольно скромный, но все-таки это будет рост», – сообщил Медведев.

В то же время в России экспертное сообщество и представители рынка пока не дождались от кабинета министров официального заявления по поводу итогов полугодия. Глядя на статистику, трудно согласиться с Медведевым, что худшего удалось избежать. Промышленное производство в стране падает второй квартал подряд, спад по итогам полугодия составил около 3% по сравнению с первым полугодием 2014-го. Падают инвестиции в основной капитал: по итогам полугодия снижение около 5% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го.

Наконец, ухудшается материальное положение граждан. Мы наблюдаем самое длительное за последние 15 лет падение реальных располагаемых доходов населения (см. «НГ» от 17.07.1522.07.15). По итогам января–июня доходы населения сократились примерно на 3%, реальная зарплата – почти на 9% по отношению к январю–июню прошлого года.

Впрочем, эксперты в целом согласны, что в каком-то смысле худший сценарий в российской экономике пока действительно не реализовался. По расчетам Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ), по итогам второго квартала российский ВВП снизился на 5–5,5% год к году. «Если на этом падение прекратится и остаток года экономика будет стагнировать, то в целом за 2015 год спад ВВП составит 4,8%», – говорится в «Комментариях о государстве  и бизнесе», подготовленных специалистами ВШЭ.

Как вчера сказал «НГ» замдиректора Центра развития Валерий Миронов, этот прогноз можно уточнить: возможен спад российской экономики по итогам года примерно на 4,5–5%. И в принципе, по словам Миронова, получается действительно лучше, чем ожидали ранее некоторые аналитические центры.

Например, в начале этого года специалисты американского инвестиционного банка Morgan Stanley сообщили, что они ожидают по итогам 2015-го спад российского ВВП уже не на 1,7%, как прогнозировалось раньше, а на 5,6%, причина – негативное действие антироссийских санкций.

Еще более тревожные прогнозы делали специалисты российского Института Гайдара. Весной этого года Институт Гайдара сообщил, что сокращение российского ВВП составит почти 7% в 2015 году. «Главным ограничением роста будет дальнейшее снижение инвестиций в основной капитал», – предупреждали экономисты. Падающие нефтяные цены и санкционное ограничение доступа российских компаний на внешние рынки заимствований приведут экономику РФ к инвестиционному голоду. По прогнозу Института Гайдара, спад инвестиций достигнет в России в этом году 19% (см. «НГ» от 06.03.15).

Так что на фоне таких прогнозов ожидаемый Высшей школой экономики спад примерно на 5% по итогам 2015 года действительно кажется более благоприятным вариантом развития событий. Впрочем, напомним, самый оптимистичный прогноз сейчас  у Минэкономразвития. По версии ведомства, спад ВВП РФ в 2015-м составит лишь 2,8%.

Однако, как замечает Валерий Миронов, говорить о том, что худшее позади, рано: во втором полугодии перспективы российской экономики могут существенно ухудшиться. «Во втором полугодии обычно наблюдается сезонный рост спроса на валюту, связанный не только с планами отпускников отправиться отдыхать за рубеж, но и с процессами в реальном и финансовом секторах экономики. В этом году добавляются еще два фактора. Ядерная сделка с Ираном может привести к снижению цен на нефть. Усугубит же ситуацию снижение процентных ставок в США. Поэтому я бы не стал так уверенно говорить, что худшее позади», – замечает Миронов.

По его словам, с уверенностью утверждать, что ситуация стабилизирована, можно лишь в том случае, если доподлинно известно, что ни обострения конфликта вокруг Украины, ни нового раунда санкций не случится. «Возможно, Медведев что-то об этом знает», – рассуждает эксперт. Медведев же в упомянутом интервью словенскому изданию сообщил, что санкции не достигли своей цели, осложнили жизнь не только России, но и ее торговым партнерам, и допустил, что «санкционная инерция может сохраниться в США надолго».

Валерий Миронов, в свою очередь, полагает, что санкции играют ключевую негативную роль, существенно осложняя решение проблем, связанных с падением нефтяных цен. Ведь происходит снижение и потребительской уверенности, и инвестиционной активности. В качестве примера экономист привел сравнение роста прибыли у российских предприятий и их инвестиций в производство.

По данным ВШЭ, чистый прирост прибыли составил в первом квартале 2015-го по сравнению с первым кварталом 2014-го в номинальном выражении 1,2 трлн руб. Прирост инвестиций в номинальном выражении за этот же период – менее 100 млрд руб. «На что идет прибыль и почему не растут инвестиции, когда они нужны и для импортозамещения, и для того, чтобы выходить на внешние рынки?» – спрашивает Миронов.

Эксперт замечает, что если взять график погашения внешних долгов нефинансового сектора за первый квартал, то, по данным Центробанка, выплаты компаний должны были в этот период составить около 21 млрд долл. То есть примерно столько же, сколько составил чистый прирост прибыли, если его перевести в валюту. «Прибыль резервируется или уходит на погашение внешних долгов в условиях невозможности их перекредитовать из-за санкций. Это ключевой момент», – объясняет экономист. И именно поэтому инвестиционный голод в экономике усиливается.

Директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев тоже согласился с тезисом, что ситуация в экономике РФ лучше тех прогнозов, которые звучали в конце минувшего года: «Падение промышленного производства по итогам полугодия менее чем на 3% – это намного лучше, чем предрекали раньше, когда речь шла о возможном промышленном спаде на 5–10%».

Однако эксперт уверен, что в этом заслуга не правительства. «Российские компании и граждане быстро адаптировались к новым условиям, и за счет грамотного рыночного поведения экономика повела себя лучше, чем многие ожидали. Невидимая рука рынка спасла российскую экономику, и правительство здесь абсолютно ни при чем, – считает Разуваев. – Наоборот, если посмотреть на связку правительство плюс Центробанк, то, например, за экономические события прошлого года им можно поставить двойку». Эксперт напомнил о валютном шоке, который случился в декабре 2014-го и который некоторые аналитики связывали прежде всего с действиями регулятора.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2275
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
2956
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2217
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
3928

Другие новости