Чиновники осматривают оборонную технику Обуховского завода. Фото с сайта www.goz.ru
Правительство тратит большие деньги на финансирование оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и ждет соответствующей отдачи. Об этом вчера заявил премьер Дмитрий Медведев на совещании по расходам на ОПК. В то же время профильные ведомства уже предупреждены о сокращенных лимитах финансирования на ближайшие три года. Согласно бюджетным проектировкам, траты на оборону в структуре ВВП сократятся с 4,3% до 3,1%. Экономисты говорят об обострении ведомственной конкуренции за бюджетные ресурсы.
Руководители Минобороны и предприятий ОПК отчитаются сегодня перед президентом Владимиром Путиным о выполнении гособоронзаказа за второй квартал 2015 года. Президенту должны представить новую систему финансового мониторинга гособоронзаказа. Все мероприятия пройдут в режиме видеоконференции с Национальным центром управления обороной государства.
Правительство тратит «приличные деньги» на финансирование гособоронзаказа, заявил вчера премьер Дмитрий Медведев. «Мы с вами занимались отладкой механизмов гособоронзаказа, и на его финансирование суммы выделяются очень значительные. Гособоронзаказ был выполнен почти на 100%. В этом году на соответствующие цели также тратятся очень приличные деньги, несмотря на весьма сложное положение в финансовой сфере. Поэтому мы вправе рассчитывать на то, что эти деньги принесут необходимый результат», – заявил Медведев на совещании по расходам на ОПК в 2016–2018 годах. Он подчеркнул, что стабильное финансирование позволило в течение последних трех лет полностью обновить парк вооружения, причем уже за счет серийных закупок.
Сейчас основные задачи ОПК – импортозамещение, развитие авиа- и судостроения, радиоэлектронной промышленности, космической деятельности, выполнение проектов атомного энергопромышленного комплекса, перечислил премьер. Добавив, впрочем, что Минфин уже сообщил профильным ведомствам о бюджетных ограничениях на 2016–2018 годы.
«Бюджет сложный. До Минпромторга, Роскосмоса, госкорпорации «Росатом» и ряда других структур доведены лимиты на период 2016–2018 годов», – заявил Медведев.
Напомним, что согласно проекту Основных направлений бюджетной политики на 2016–2018 годы расходы на оборону будут сокращаться достаточно существенно – наряду с социальной политикой, национальной экономикой и нацбезопасностью. Оборонные расходы снизятся с 4,3% ВВП в текущем году до 3,1% ВВП в 2018 году.
В Высшей школе экономики напоминают, что после 2009 года траты на оборонку стремительно росли и в совокупности с расходами на национальную безопасность их доля в общем объеме расходов достигла рекордных 34% в 2015 году. В следующие три года она должна снизиться примерно до уровня 2012 года. «В определенной степени это снижение достигается за счет отказа от индексации денежного довольствия военнослужащих», – говорится в «Комментариях о государстве и бизнесе» ВШЭ. Там отмечается, что сегодняшнее обострение конкуренции за ресурсы между социальным и силовым блоками бросает вызов прежним механизмам поддержки социальной стабильности.
В то же время в докладе Минфина об эффективности бюджетных расходов о сокращении трат на оборонку говорится весьма обтекаемо. «Следует определить оптимальный объем расходов на оборону. Доля расходов на оборону в Российской Федерации выше, чем в среднем по странам ОЭСР и странам БРИКС – более 4% ВВП по сравнению со значениями около 1–2% ВВП для обеих групп стран. С учетом достаточно непростой геополитической ситуации нужно найти такой уровень расходов на эти цели, который, с одной стороны, не будет ухудшать условия для экономического роста, а с другой – позволит гарантированно укрепить обороноспособность страны. При этом необходимо добиться максимально возможной отдачи от направленных на оборону бюджетных расходов», – отмечается в докладе.