Жители РФ походам по магазинам все больше предпочитают покупки через Интернет. Фото Льва Исраеляна
За первые пять месяцев текущего года россияне заметно сократили количество покупок за рубежом по банковским картам. Снижение по сравнению с прошлым годом достигло 27%, что оказалось историческим рекордом. К таким выводам пришли эксперты Ситибанка. По их данным, объем зарубежных покупок россиян последние годы незначительно увеличивался после кризиса 2009 года.
«Впервые в истории нашего исследования мы отмечаем такое серьезное снижение покупательской активности за рубежом», – цитирует агентство Reuters слова главы департамента стратегического анализа и управления взаимоотношениями с клиентами «Citi Россия» Дмитрия Коловского. Анализ был основан на выборке 500 тыс. держателей карт с ежемесячным доходом не ниже 30 тыс. руб. из 11 городов РФ.
Аналогичное исследование компании, проведенное годом ранее, уже обозначало наметившуюся тенденцию. За первые пять месяцев 2014 года количество россиян, выехавших за рубеж, сократилось на 6%, а доля операций по карте за рубежом просела на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. «Впервые за пять лет – начиная с 2009 года – мы не наблюдаем рост покупок за границей офлайн и думаем, что эта тенденция сохранится в целом по году на фоне снижения количества путешествующих», – говорил в июле прошлого года руководитель департамента кредитных карт «Citi Россия» Юрий Топунов.
В этом году количество зарубежных онлайн-транзакций выросло на 11%. А количество покупок в зарубежных магазинах-офлайн сократилось на 36%. В первую очередь россияне отказываются за рубежом от трат на изделия из кожи – 50%, на ювелирные изделия – 51%, спортивные товары – 48%, бытовую технику – 42%. Основную долю зарубежных расходов граждан РФ, согласно исследованию, составляет проживание – около 20%, более 10% составляют траты на одежду и обувь, менее 10% – траты на авиабилеты.
Всего в текущем году россияне оставят за границей около 1,3 трлн руб. Для сравнения: в 2013 году, по данным Ситибанка, жители страны потратили за рубежом более 50 млрд долл. С подобной оценкой соглашался и глава Ростуризма Олег Сафонов, призывая сокращать вывоз денег за рубеж за счет развития внутреннего туризма.
В пятерку стран, где россияне по-прежнему наиболее активно тратят свои деньги, входят США, Италия, Великобритания, Финляндия и Франция. Однако существенное снижение числа российских туристов отмечается повсеместно. Так, в первом квартале 2015 года снижение выездного турпотока составило 40%, или 1,3 млн поездок, сообщает Росстат. Традиционно же популярные среди российских туристов Испания, Италия и Греция потеряли от 40 до 30% российского турпотока. Например, в Италии с января по май 2015 года турпоток уменьшился на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а число операций, осуществленных в местных торговых точках, упало на 50%. За тот же период более чем на 40% сократилось число туристов из РФ в Финляндии, а потратили они на 53% меньше, чем в 2014 году.
В Росстате фиксируют снижение интереса россиян и к наиболее бюджетным направлениям. Например, Турция потеряла треть отдыхающих россиян, а Египет – четверть. Среди бюджетных направлений меньше всего пострадал Кипр: количество туристов по сравнению с первым кварталом 2014 года уменьшилось на 10%. А в Черногории и Хорватии зафиксировано падение турпотока из России на 8% и 3% соответственно.
Эти данные, похоже, соответствуют прогнозам Ростуризма: ранее Олег Сафонов заявлял о сохранении в 2015 году тенденции к сокращению выездного туризма и увеличению внутреннего турпотока. В частности, констатировал он, за прошлый год поездки внутри России совершили более 40 млн человек, то есть на треть больше, чем годом ранее.
Количество покупок, сделанных в России, выросло по сравнению с прошлым годом более чем на 20% (в 2014 году рост составил 17%), отмечает Дмитрий Коловский. К слову, единственной страной в Европе, куда россияне стали ездить чаще, оказались Нидерланды, говорится в исследовании банка. В 2015 году число российских туристов увеличилось почти на 25%, а количество покупок, совершенных ими в этой стране, выросло более чем на 150%. Правда, это несколько противоречит данным Росстата. Согласно их данным, количество отечественных туристов, посетивших Нидерланды в первом квартале этого года, сократилось на 13% по сравнению с первым кварталом 2014 года.
На первые места в предпочтениях россиян теперь начинают выходить страны ближнего зарубежья: Казахстан, Грузия и Армения. «Число туристов, которые посетили Казахстан, увеличилось на 99%, а сумма, потраченная в этой стране, выросла на 78%. В Грузии число российских туристов с января по май выросло на 38%, в Армении – на 16%», – сообщают в банке.
Тем не менее, признает аналитик компании «Финам» Тимур Нигматуллин, сокращение выездного туризма из РФ на 40% произошло в первую очередь за счет «нижнего среднего класса». «Как правило, такие туристы реже пользуются кредитными картами, меньше тратят за рубежом и чаще пользуются пакетными предложениями от туроператоров», – поясняет он. К тому же, замечает директор по развитию бизнеса QB Finance Маргарита Горшенева, траты россиян за рубежом в целом сократились пропорционально обесцениванию российской валюты. «Учитывая, что рубль остается ослабленным по отношению к основным валютам, а реальные доходы домохозяйств снижаются, можно ожидать дальнейшего плавного сокращения расходов россиян за границей», – уверен Нигматуллин. А возвращения к прежним уровням в перспективе одного-полутора лет ждать не стоит, считает Горшенева.
Действительно, соглашается аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов, падение рубля во многом обусловило смену приоритетов туристов. «Но есть круг людей, которые ездят покупать, например, одежду в Италию раз в год, и они не видят альтернативы этим покупкам в российских торговых центрах. Их семейные бюджеты как раз и составляют ядро покупок российских туристов за рубежом, а не случайные покупки сувениров во время турпоездок», – поясняет эксперт. По его словам, в дальнейшем стоит ожидать цикличного развития ситуации. «Укрепление рубля будет способствовать спросу на западные товары, особенно на одежду, но внимание покупателей из офлайна будет перемещаться в онлайн. Примерно через полгода-год зарплаты на рынке труда в России адаптируются к новому курсу, что также окажет влияние на рост покупок за рубежом», – заключает аналитик.