Фото Reuters
Россия радикально отличается от других стран по структуре бюджетных расходов. У нас расходы на оборону и госуправление – за редким исключением – значительно выше, чем в других странах. А финансирование образования, медицины и мер соцподдержки, напротив, значительно ниже, чем у других. Эта тенденция закрепилась задолго до нынешнего кризиса. А после его начала правительство готовит новое урезание социальных расходов. Вчера премьер Дмитрий Медведев совещался с министрами о путях сокращения финансирования здравоохранения, соцподдержки, культуры, образования и науки.
Тремя приоритетами расходов бюджета должны быть инфраструктура, образование и здравоохранение, заявляет главный конструктор бюджета глава Минфина Антон Силуанов. Однако международные сопоставления пока не подтверждают слова этого министра. На здравоохранение, культуру и образование российская казна тратит около 20% от всех расходов консолидированного бюджета. А во Франции на эти цели идет 28% всех госрасходов. Примерно такая же картина в Турции и Германии. А бюджет США тратит на здравоохранение, культуру и образование 37% от всех госрасходов.
Не менее поразительная картина и с финансированием мер социальной защиты, которое правительство собирается сократить за счет частичного отказа от выплаты пенсий и сокращения пособий за счет их неполной индексации. Всего на меры соцзащиты наши власти тратят менее 30% от всех госрасходов. Но в других странах этот показатель значительно выше: в Германии – более 43%, в Польше – более 38%, в Турции – более 33%. Таким образом, даже Турция выглядит на фоне России щедрым социальным государством.
«Мы ни в коем случае не можем терять достигнутое, должны уделять максимальное внимание и системе образования, и здравоохранения, и социальной защите», – объявил вчера премьер Дмитрий Медведев в подмосковных Горках на совещании о социальных расходах в 2016–2018 годах. «В нынешних непростых условиях, с другой стороны, нам необходимо подготовить бюджет, который все-таки будет реалистичным, сбалансированным и… по возможности сохраняющим все разумное, что было сделано в структуре расходов», – объявил премьер. «Надо стремиться к оптимальной структуре расходов и создавать условия для нормальной работы социальной сферы», – призвал вчера глава правительства.
За этими заявлениями скрываются вполне очевидные последствия кризиса: доходы казны резко сжимаются, резервы сокращаются, и правительство вынуждено урезать расходы. И хотя премьер говорит о сбалансированном бюджете, на самом деле до сбалансированности доходов и расходов нашей казне еще очень далеко. В будущем году дефицит бюджета составит 2,4% ВВП, в 2017-м – дефицит планируется снизить до 1,9%. Но и 2018 году плановый дефицит в 0,7% ВВП сохранится. О таких параметрах будущего бюджета рассказывал Антон Силуанов в конце прошлой недели (см. «НГ» от 26.06.15). «Снижение нефтегазовых доходов бюджета РФ за будущую трехлетку 2016–2018 годов составит около 4 трлн руб. В этих условиях мы каждый год будем постепенно снижать дефицит бюджета», – пообещал Силуанов.
Правительство планирует расходы бюджета в 2016 году на уровне 15,87 трлн руб. А в текущем году предусмотрены расходы в 15,215 трлн руб. Это означает, что с учетом текущей инфляции реальные расходы сократятся примерно на 10%. И первыми кандидатами на сокращение правительство считает как раз социальные расходы, а также финансирование образования, здравоохранения и пенсий.