Глава РЖД Владимир Якунин рассказал президенту Владимиру Путину о неутешительной динамике грузоперевозок. Фото с сайта www.kremlin.ru
Первое полугодие завершилось в России серьезным экономическим спадом, сокращением инвестиций и падением доходов населения. Но власти надеются, что дальнейшего ухудшения, по крайней мере в промышленности, в последующие месяцы года уже не будет. Однако свежие результаты опросов промышленных предприятий показывают, что спад активности продолжался и в июне. Об этом же говорит падение грузооборота, о котором сообщил глава РЖД Владимир Якунин.
Падение промпроизводства в РФ в июне могло стабилизироваться на майском уровне, возможен перелом нисходящего тренда в промышленности, говорится в опубликованном вчера Минэкономразвития мониторинге российской экономики за май 2015 года.
Динамика спада промышленного производства в мае (минус 0,6%) выглядит менее резкой, чем в апреле (минус 1,2%), отмечается в докладе. «Первичные данные по грузообороту железнодорожного транспорта и динамике цен производителей по итогам июня 2015 года позволяют предположить возможность стабилизации уровня промышленного производства вблизи существующих значений. В случае подтверждения предварительных косвенных данных официальной отчетностью предприятий возможен перелом нисходящего тренда в промышленности», – считают в ведомстве Алексея Улюкаева.
Регулярная статистика о развитии кризиса будет опубликована Росстатом только в конце июня. Поэтому аналитики и чиновники пытаются представить реальную ситуацию в экономике на основании косвенных индикаторов – опросов руководителей предприятий и статистики заявок на грузовые вагоны, которая появляется очень оперативно. Вчера динамикой грузоперевозок интересовался и президент Владимир Путин, который обсуждал в главой РЖД Владимиром Якуниным итоги работы компании в первом полугодии. «Нам удалось сдержать падение погрузки всего лишь на 1,8% по полугодию. Когда я говорю – всего лишь, это не означает, что это мало», – объяснил Якунин. По его словам, такое падение «отражает не очень хорошие тенденции». Но, возможно, еще хуже, что в последние месяцы темпы падения значительно превосходят названные Якуниным цифры. В мае погрузка у РЖД упала на 3,2%, а в июне – уже на 3,3% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Грузооборот по железным дорогам сократился в июне на 2,2%.
Ничего не говорят о возможной стабилизации и результаты июньских опросов промышленных предприятий. Деловая активность в обрабатывающей промышленности РФ в июне седьмой месяц подряд продолжила спад, хотя и меньшими темпами, чем в предыдущем месяце, сообщило агентство Reuters со ссылкой на последние данные банка HSBC.
Индекс менеджеров по закупкам (PMI) держится ниже критической отметки в 50 пунктов: в июне он повысился до 48,7 пункта с 47,6 пункта в мае. Значение индекса ниже 50 пунктов указывает на спад активности. Индекс представляет собой взвешенную сумму позитивных и негативных оценок нескольких показателей: новые заказы, объем производства, занятость, сроки и цены поставок сырья и его запасы.
Опросы HSBC показали, что выпуск в производственном секторе России снизился в июне, хотя и незначительно в рамках тренда первого полугодия. Количество новых заказов также сокращается, хотя и не драматически. Сокращения персонала снова были зарегистрированы в июне. Таким образом, опросы показывают, что общее снижение занятости в промышленности продолжается уже два года. «Индекс цен на выпускаемую продукцию оставался неизменным в течение июня. А цены на сырье немного подросли, что может указать на ускорение темпов инфляции издержек», – говорят эксперты.
Многие российские специалисты также считают, что о достижении дна говорить еще слишком рано. «Формулировки Мин-экономразвития весьма обтекаемы, и, строго говоря, они не означают прекращения падения», – отмечает главный аналитик UFS IC Илья Балакирев. Он не исключает, что темпы падения в июне могут быть примерно равны майским. «Описывая улучшения ситуации, министерство, в частности, ссылается на рост цен производителей – но это не означает автоматически роста спроса. То, что цены наконец начали повышаться, может означать, что производители исчерпали все ресурсы сокращения себестоимости. И это не гарантирует сбыт по новым ценам. Эту ситуацию мы видим, например, на автомобильном рынке, где цены постепенно растут, а объемы продаж при этом снижаются», – отмечает Балакирев. «Реальные доходы населения снижаются, инвестиции корпораций снижаются. Не исключено, что мы увидим какой-то кратковременный «отскок» в динамике производства и экономики в целом, но закладываемый сегодня фундамент не позволяет рассчитывать на скорый возврат к росту экономики», – считает эксперт.
«Мы рассчитываем, что дно кризиса в российской промышленности пройдено. По нашим данным, сейчас происходит медленное, осторожное восстановление. Постепенно активизируется работа по проектам, замороженным в декабре 2014 года. Возобновление финансирования – сигнал о том, что перспективы преодоления кризиса российской промышленностью – положительные. Но мы не можем прогнозировать ситуацию даже на полгода вперед», – говорит гендиректор представительства международной корпорации WEG в России и СНГ Сергей Мущенко.
«Даже если Росстат подтвердит стабилизацию промышленного выпуска, это еще не дает оснований говорить о достижении дна. Потребуется по крайней мере еще один-два месяца сходной динамики, прежде чем можно будет делать вывод», – предупреждает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. По его словам, замедление темпов падения не является сюрпризом, поскольку экономика постепенно адаптируется к последствиям девальвационного и инфляционного шоков.