0
5811
Газета Экономика Интернет-версия

30.06.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. От кого и как защищаются банки

Игорь Аглицкий

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ (Финуниверситет).

Тэги: центробанк, банки, задолженность, долги, потребительские кредиты, закон, коллекторы, ук


центробанк, банки, задолженность, долги, потребительские кредиты, закон, коллекторы, ук Фото Reuters

По данным заместителя председателя Центрального банка России Василия Поздышева, задолженность граждан РФ банкам к маю 2015 года превысила 10 трлн руб., по необеспеченным потребительским кредитам – более 6 трлн руб. При этом уровень просроченной задолженности потребительских кредитов составляет 14,2%.

Можно говорить о недостаточно продуманной политике банков при выдаче потребительских кредитов. Можно говорить о легкомысленности населения при их получении. Но цифра от слов не уменьшится. А цифра чудовищная. И это проблема федерального уровня. Но решается она пока на местном – между банками и заемщиками. И не всегда в рамках закона. Я бы выделил четыре типа российских заемщиков по подходу к возврату долга.

Первые платят всегда и вовремя. Для них недопустимо само понятие «просрочка по кредиту». К сожалению, таких идеальных клиентов в России довольно мало. С учетом весьма внушительных процентов по кредитам в банках их стало еще меньше. Вторые платят всегда, но иногда не вовремя. Причины разные: и нет денег к сроку платежа, и болезнь, и какие-то неотложные дела, и командировки, и отъезд на отдых. Смею утверждать, что это хорошие клиенты, так как свои обязательства в целом исполняют. Третьи хотели бы платить, но не имеют возможности в силу обстоятельств. Это проблемные клиенты. Последняя категория клиентов вообще не думает о возврате долгов. Это, как правило, безнадежные клиенты.

Казалось бы, должна быть какая-то разница в отношении к различным из описанных категорий клиентов. Но этой разницы на самом деле почти нет. Во многих банках практикуется «кошмарить» своих клиентов практически с самого первого дня возникшей просроченной задолженности. Если есть желание узнать, как это происходит в реальной жизни, достаточно зайти на сайт banki.ru и посмотреть отзывы о банках. При этом банки или их «защитники» – коллекторы – сплошь и рядом нарушают законодательство, в том числе саму Конституцию Российской Федерации.

Вообще-то понятие «коллектор» определяется как организация, собирающая что-либо по подведомственным ей организациям. Но в российской практике коллекторов связывают чаще всего с вышибанием долгов, и прежде всего из населения в интересах банков. Конечно, и законное получение долгов по проданным банками третьим лицам обязательствам можно отнести к коллекторской деятельности.

Однако здесь речь идет о другой разновидности коллекторов – агентах, которые всеми правдами и неправдами вынуждают заемщика заплатить банку. Причем немедленно и в полном объеме. Несмотря на уже полученную банком неустойку, на уже начисленные штрафы и пени. В общем, несмотря ни на что. С момента появления в жизни человека коллектора целью его жизни становится рассчитаться с банком. Так считают коллекторы. И вот почему.

Коллектор как агент живет с вознаграждения. Добился результата – заработал, не добился – ничего не получил. Коллектора интересует только срок возврата долга. Для этого он готов на все. Большинство этих людей юридически и экономически безграмотны. Но они очень активны и крайне агрессивны. Один коллектор за день может испортить настроение десяткам заемщиков. И не только им.

Долги платить нужно – это аксиома. Но стоит ли рассматривать среду заемщиков как однозначно враждебную? И запускать в процесс коллекторов по незначительным эпизодам? Я лично считаю, что это не очень умно, так как число относительно хороших заемщиков небеспредельно, а банки, специализирующиеся на потребительских кредитах, именно с этих кредитов и живут.

Но это частное дело каждого банка и выбор его политики. Другое дело, что мы не в 90-х и законы в России пока никто не отменял. Никто не просит коллекторов сюсюкать с заемщиками. Но работа должна идти в правовом поле. И законы в России все же есть.

Так, например, Федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» предоставляет взыскателям задолженности достаточные полномочия. В статье 15 пункте 5 данного закона указано, что при непосредственном взаимодействии с заемщиком взыскатель должен представляться, то есть сообщать о себе полную информацию. Однако это положение закона нарушается сплошь и рядом. Взыскатели звонят с мобильных номеров, а иногда и с номеров с неавторизованными сим-картами. Представляются частично или не представляются вообще. Хамят, угрожают, требуют предоставить информацию, составляющую банковскую тайну.

Более того, взыскатели по своим вопросам беспокоят лиц, не причастных к потребительскому кредиту, – родственников, знакомых, сослуживцев. Это уже отчасти нарушение статей 23 и 24 Конституции РФ. Вообще говоря, есть и статья в Уголовном кодексе под № 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну», но доказать состав преступления далеко не всегда под силу отдельному заемщику или его семье. Этим беззастенчиво пользуются коллекторы, а в целом страдают миллионы наших сограждан. Это беспредел.

Мне кажется, что нужно срочно ограничить агрессивную практику вышибания долгов хотя бы для добросовестных заемщиков, а также не причастных к кредитам и займам родственников и знакомых. Закон о коллекторах готовится давно, но закон не всегда спешит. Можно попробовать сыграть на опережение. Например, создать большую красную кнопку (допустим, в интернет-приемной Прокуратуры РФ), на которую прямо в Интернете сможет нажать каждый обиженный коллекторами гражданин.

Под нажатием такой кнопки я понимаю передачу информации о номере телефона звонившего или пославшего смс, времени звонка и краткое описание проблемы. Совершенно необязательно читать каждое обращение, но таким путем можно будет накопить статистику по наиболее одиозным коллекторским структурам и банкам и далее сделать на основе анализа соответствующие выводы. Эти выводы могут послужить основой необходимых решений для эффективной защиты наших граждан от банковских «защитников».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
1160
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
1177
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
1545
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
916

Другие новости