Фото Reuters
Замминистра энергетики России Кирилл Молодцов – один из немногих профессионалов в главном энергетическом ведомстве страны. В сфере его ответственности ключевые вопросы энергообеспечения: нефтегазодобывающая и перерабатывающая отрасли, а также трубопроводы нефти, газа и продуктов их переработки. Обидно, когда такой высококлассный специалист оказывается пешкой в чужих бюрократических игрищах.
На состоявшемся 23 июня этого года Российском нефтегазовом конгрессе Молодцов неожиданно для собравшихся заявил, что независимые от «Газпрома» производители газа, а это «Роснефть» и «НОВАТЭК», «тоже должны участвовать в вопросах, связанных с газификацией регионов, и в вопросах, связанных с развитием сетей».
Что ж, на первый взгляд предложение здравое, все-таки на долю независимых производителей приходится уже 36% на рынке газа, пусть поучаствуют. Впрочем, есть несколько перечеркивающих здравомыслие замминистра «но», суммирование которых приводит к выводам, весьма далеким от нефтегазовой сферы.
Но сначала приведу некоторые аргументы, заставляющие усомниться в искренности молодцовской борьбы за счастье народа.
Во-первых, если вдумчиво перечитать тираду, можно сделать заключение, будто независимые производители газа думают исключительно о собственной мошне (правда, в случае с «Роснефтью» – кошельке преимущественно государственном).
Не дело поучать федерального чиновника премудростям сферы его профессиональных интересов. Тем не менее Молодцов не может не знать, что в настоящее время независимые производители и без «дружеских» окриков сверху несут существенную социальную нагрузку, сопоставимую с газпромовской (естественно, с учетом масштабов бизнеса). Так, доля независимых производителей в газоснабжении Костромской или Челябинской области доходит до 100%, а Свердловской области – до 99%.
К чему столь откровенно передергивать факты?
Во-вторых, Молодцов, конечно же, в курсе, что в российской газовой отрасли распределение доходов крайне неравномерно, и связано это с фактической монополией «Газпрома» на газовый экспорт (незначительную долю экспортируемого сжиженного природного газа или СПГ для упрощения анализа рассматривать не будем). В 2014 году средняя цена газа внутри страны составляла 3,8 тыс. руб., в то же время «Газпром» реализовывал газ на европейском рынке по цене 11,3 тыс. руб., а на рынке стран бывшего СССР – по цене 8,7 тыс. руб. за тысячу кубов (в двух последних случаях – за вычетом пошлины).
Чувствуете разницу? С учетом транспортных платежей («Роснефть» и «НОВАТЭК» отдают инфраструктурному монополисту «Газпрому» до половины внутрироссийской цены реализации в качестве платы за транспортировку), а также после уплаты НДПИ, независимые производители получают около 1,9 тыс. руб. с каждого кубометра для покрытия расходов на добычу и развития новых проектов. Тогда как доход «Газпрома» в четыре раза около – порядка 7,8 тыс. руб. за тысячу кубов.
Вот почему в условиях неравного распределения доходов независимые производители физически не имеют необходимых средств для дополнительных вложений в развитие газотранспортной и газораспределительной системы. Если же настоять на перекрестном финансировании социально ориентированной газификации за счет выручки от реализации нефти и нефтепродуктов (здесь разговор о «Роснефти»), то наиболее видимыми следствиями такой бюрократической «пиротехники» станут рост внутренних цен на моторное топливо, приостановка модернизации НПЗ, снижение прибыльности нефтяного бизнеса и уменьшение дивидендов акционеров, прежде всего государства.
Неужели Молодцов не понимает, что его предложение может привести к нагнетанию социальной напряженности в непростые кризисные времена?
В-третьих, в настоящее время расходы на газификацию и снабжение социально значимых категорий потребителей у «Газпрома» несоизмеримо малы по сравнению с доходами от эксклюзивного права трубопроводного экспорта газа. В 2010–2014 годах «Газпром» расходовал на газификацию в среднем около 30 млрд руб. в год. Вроде бы существенный показатель, но его доля в инвестиционной программе газовой монополии составляет всего 2,9%. В 2014 году затраты «Газпрома» на газификацию составили 28,8 млрд руб., тогда как экспортная выручка – около 2,2 трлн руб., то есть в 76,4 раза больше.
Есть ли у «Газпрома» деньги на газификацию? Без сомнения, есть, однако по каким причинам «Газпром» не наращивает темпы газификации – большой вопрос и не уровня замминистра. В то же время по каким соображениям Молодцов проигнорировал «ножницы «Газпрома» – загадка, ответ на которую, как в старых задачниках, будет дан в конце заметки.
В-четвертых, институциональная попытка «навесить» на независимые газодобывающие компании дополнительные и весьма обременительные обязанности по газификации свидетельствует об интеллектуальной импотенции Минэнерго, тщетно имитирующего кипучую деятельность по разработке Концепции развития внутреннего рынка газа и очковтирательские правки в существующую рыночную модель. Логично, что добычей углеводородов должны заниматься нефтегазодобывающие компании, транспортировкой – инфраструктурные, доставкой и реализацией – сервисные.
Еще один аспект, чрезвычайно значимый в данной теме: сегодня независимые производители лишены возможности поставлять природный газ на экспорт (СПГ опять же не в счет), это монопольная прерогатива «Газпрома». Видимо, Молодцов даже не задумывался о напрашивающемся нормативном размене: вы газифицируете регионы, мы открываем вам экспортные двери. Еще одна странность, не правда ли?
Вот и подошло время ответов на вопросы. Вполне может быть, что демарш Молодцова продиктован ущербной логикой подковерной борьбы между крупнейшими госкомпаниями, с одной стороны, и высшими чиновниками, временно приватизировавшими государственные функции, с другой. Прием на этот раз был выбран простой и лицемерный – с использованием Молодцова столкнуть лбами руководство «Роснефти», «Газпрома» и «НОВАТЭКа», топ-менеджеров, хорошо знающих друг друга не один десяток лет.
В бюрократических интригах все средства хороши. А то, что в результате пострадают население, потребители и то же государство, не так уж и важно. Гордыня и коррупция давно привыкли идти по головам.