Глава Мнэкономразвития Алексей Улюкаев отрицает возможность выплат по иску акционеров ЮКОСа. Фото Reuters |
Вчера бывшие акционеры ЮКОСа добились ареста активов России во Франции по решению Третейского суда в Гааге. Днем ранее такая же судьба постигла имущество РФ в Бельгии. Информацию об аресте российских активов во Франции вчера подтвердил помощник президента Андрей Белоусов. Отечественные чиновники грозят обжаловать решения международных судов и исключают выплаты по искам. Западная пресса не исключает, что российские власти пойдут на ответные аресты европейского имущества в РФ.
«Мы будем оспаривать эти решения и по Франции, и по Бельгии, по всем странам. Все, что касается реализации решений Гаагского суда, мы считаем, что там был допущен целый ряд юридических неточностей, будем, конечно, оспаривать», – приводит слова Белоусова РИА Новости.
Помощник президента также добавил, что ситуация во Франции и в Бельгии «очень сильно политизирована», но выразил надежду на то, что «здравый смысл возобладает и мы далеко в эту историю не зайдем».
Чуть позднее глава ВТБ Андрей Костин сообщил СМИ, что во Франции были арестованы счета российских компаний во французской «дочке» госбанка. По словам Костина, вначале арест был наложен в том числе на счета российских дипломатических миссий, на которых были суммы в «десятки тысяч евро».
В среду получили от судебных приставов постановления об аресте находящегося в их распоряжении государственного имущества также российские учреждения в Бельгии. Исключение касалось лишь диппредставительств. Арест происходил на основании решения Бельгийского арбитражного суда от 18 июля 2014 года по иску компании Yukos Universal Limited. Указанная в нем сумма иска составила 1,6 млрд евро. По словам приставов, истец потребовал такой меры, «потому что имеет серьезные опасения относительно возможности получить причитающуюся ему сумму, в частности, из-за систематического отказа РФ исполнять вынесенные против нее судебные решения и учитывая отношение РФ к данному решению».
Под арест попали практически все крупные банки, зарегистрированные в Бельгии, некоторые организации, такие как «Евроконтроль», регулирующая воздушное движение над Европой. Помимо этого в список попали все российские представительства, кроме защищенных дипломатическим иммунитетом, Брюссельское и Бельгийское архиепископства Русской православной церкви, а также представительства негосударственных организаций и СМИ. В частности, уточняли в Forbes, аресты коснулись имущества российских агентств «Россия сегодня» и ТАСС. В ВГТРК отметили, что также получили подобное предписание.
К тому же, сообщал Интерфакс со ссылкой на представителя судебных приставов, перечисленные организации обязаны в двухнедельный срок заявить о находящихся в их распоряжении денежных средствах, российском имуществе и долгах перед РФ. Обращения бывших акционеров ЮКОСа в суды США, Франции, Великобритании и других стран состоялись в конце мая (см. «НГ» от 25.05.15). Так истцы добивались исполнения решения Гаагского суда о взыскании с РФ 50 млрд долл.
Как известно, Постоянная палата Третейского суда в Гааге еще в июле 2014 года обязала Россию выплатить почти 50 млрд долл. компаниям, аффилированным с бывшими акционерами компании. Суд тогда постановил, что действия России в отношении ЮКОСа можно расценить как экспроприацию инвестиций, нарушающую статью 45 Энергетической хартии, которую РФ подписала, но не ратифицировала. При этом наибольшую сумму – около 40 млрд долл. – должен был получить кипрский офшор Hulley Enterprises Limited, связанный с бывшим контролирующим акционером ЮКОСа Group Menatep Limited. Выплата еще 8,2 млрд долл. была присуждена кипрской Veteran Petroleum. Размер компенсации для зарегистрированного на острове Мэн офшора Yukos Universal Limited суд определил в размере почти 2 млрд долл. Российская сторона категорически не согласилась с решением суда в Гааге. Как говорилось в заявлении Минфина в конце июля 2014 года, выводы суда вступают в прямое противоречие с заключениями составов двух палат Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
По другому спорному судебному разбирательству Россия должна выплатить акционерам ЮКОСа 1,8 млрд евро. Так, ЕСПЧ постановил, что российские суды в ходе рассмотрения вопросов налогообложения ЮКОСа в 2000 году нарушили статью 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Европейской конвенции по правам человека, поскольку компания «не имела достаточного времени для подготовки» защиты. Решение ЕСПЧ было признано вступившем в силу с декабря 2014 года. Однако текущий арест российского имущества в Бельгии не был связан с судебным разбирательством ЮКОСа в ЕСПЧ, подчеркнули вчера в ЕСПЧ.
Вчера российские чиновники заявили, что полностью исключают возможность выплаты по иску бывших акционеров. «Это совершенно исключено», – заявил вчера глава Минэкономразвития (МЭР) Алексей Улюкаев. Он также признал, что риск притязания на госимущество РФ есть не только в Бельгии и во Франции, но и в других странах в рамках «дела ЮКОСа». В то же время министр отметил, что объем замороженных госсредств РФ за рубежом незначительный, однако сам факт ареста все же неприятен. По его словам, российская сторона планирует добиться отмены подобных мер.
В Кремле вчера отказались комментировать притязания Бельгии на российские активы в рамках «дела ЮКОСа». Как пояснил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, адвокаты и правительство уже занимаются этим делом.
В то же время бывший глава компании «ЮКОС» Михаил Ходорковский вчера открыто приветствовал решение бельгийских властей об аресте российского имущества. «Ожидаю, что вырученные деньги пойдут на проекты, полезные российскому обществу», – написал он в Twitter. На что глава МИД РФ Сергей Лавров пригрозил ответными правовыми шагами в случае, если будут выявления правонарушений при аресте российской собственности в Бельгии. «Я еще не видел документов. Нужно разбираться в судебном порядке. Если имеются правонарушения, то мы будем против этого предпринимать правовые шаги», – сказал он вчера в ответ на вопрос радиостанции «Эхо Москвы».
Ответными санкциями со стороны России вполне может стать заморозка иностранных активов, находящихся в России, предупреждали в конце 2014 года западные СМИ. Так, немецкий Spiegel утверждал, что новый законопроект, который в России прозвали «закон Ротенберга», может позволить властям национализировать имущество иностранных государств. «Под угрозой конфискации могут оказаться многомиллиардные инвестиции немецких компаний в России – заводы автоконцерна Volkswagen в 1,3 млрд евро или заводы HeidelbergCement в Тульской области, стоящие 330 млн евро», – полагали в издании (см. «НГ» от 13.11.14).
Волна арестов имущества РФ может распространиться и на другие страны, считают эксперты «НГ». «Ситуация крайне печальная. И даже если РФ попытается обжаловать это решение, скорее всего это просто приведет к затяжке по времени, ничего особо не дав», – говорит председатель московской коллегии адвокатов «Арутюнов и партнеры» Александр Арутюнов.
Конечно, продолжает партнер юридической фирмы Liding Андрей Зеленин, страна может предпринять какие-либо ответные шаги, однако они не могут быть произвольными. «Для ответных мер нужны веские основания», – напоминает он. «Текущий арест происходит по судебным решениям», – добавляет Арутюнов. И если Россия попытается наложить арест на зарубежное имущество во внесудебном порядке, то это может иметь очень серьезные последствия, предупреждает Арутюнов.
Вчера вечером МИД вызвал посла Бельгии в РФ и заявил решительный протест в связи с арестом счетов посольства России в Бельгии, а также ряда других российских организаций в Бельгии. При этом Москва пригрозила «адекватными ответными мерами в отношении находящегося в РФ имущества Королевства Бельгия».