Далеко не все малые предприятия смогут рассчитывать на отдых от проверок. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Правительство в конце недели внесло в Госдуму законопроект, запрещающий плановые проверки малого бизнеса с 1 января 2016 года до 31 декабря 2018 года. Правда, эти надзорные каникулы будут распространяться далеко не на всех. Список исключений оказался достаточно внушительным. И представители бизнеса опасаются, что к моменту принятия закона он может стать еще длиннее.
Мораторий в первую очередь не затронет тех бизнесменов, у кого в течение последних трех лет были выявлены грубые нарушения российского законодательства.
Кроме того, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан предлагается не распространять запрет на проверки юрлиц или индивидуальных предпринимателей (ИП), работающих в здравоохранении, образовании, социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Решено также сохранить контроль в области промышленной безопасности и государственный пожарный надзор в отношении юрлиц и ИП, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Продолжит действовать госконтроль и в отношении предприятий, эксплуатирующих гидротехнические сооружения и объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Сохранятся проверки в сфере радиационной безопасности и обеспечения защиты государственной тайны.
Наконец, в список исключений войдут организации, управляющие многоквартирными домами, а также аудиторские компании. Последние две категории были внесены в документ соответственно по просьбам главы Минстроя Михаила Меня и главы Минфина Антона Силуанова. Первоначальная версия законопроекта не предусматривала исключение этих организаций из-под надзорных каникул.
В то же время бизнес-омбудсмен Борис Титов сетовал ранее, что к мораторию допущено слишком мало компаний. Он, в частности, предлагал запретить плановые проверки всего социального бизнеса. «Это именно та сфера, в развитии которой государство как раз наиболее заинтересовано, а сами эти компании наименее защищены экономически и административно. Речь идет примерно о 30 тыс. компаний, которые занимаются медицинскими, образовательными, санаторно-курортными услугами, организацией отдыха детей», – отмечал Титов. Он также указывал на отсутствие в документе механизма обжалования для предпринимателей, которых включили в ежегодный план проверок. Судя по обновленному законопроекту, социальный бизнес все же не стали освобождать от надзора.
Первоначальный проект закона о «надзорных каникулах» был представлен правительству главой Минэкономразвития Алексеем Улюкаевым, по его словам, документ затронет около 1 млн процедур. В пояснительной записке отмечается, что законопроект разработан в рамках исполнения поручений по реализации послания президента Федеральному собранию. «Мера бесполезной не будет, потому что крайняя неразвитость малого бизнеса – это одна из главных структурных проблем в экономике. Он едва подбирается по доле ВВП к 20%. Стоит цель к 2020 году увеличить этот показатель как минимум вдвое, но пока к этому направлению реформ приступают достаточно робко. Такие каникулы – один из первых шагов по системной поддержке малых и средних предприятий, и я думаю, что первые несколько месяцев правоприменения закона покажут, что еще можно сделать, возможно, список изъятий будет сокращен», – надеется руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.
В то же время вице-президент «ОПОРЫ России» Владислав Корочкин опасается, что законопроект в конечном виде будет содержать еще больше исключений. «По тем изъятиям, которые сейчас есть, под надзорные каникулы не попадает около 30–50 тыс. малых компаний. То есть в принципе, если мы считаем, что всего их около 3,5–4 млн, это не так много. Но с другой стороны, даже те изъятия, которые там сейчас появились, это результат серьезных компромиссов, и у нас есть опасения, что ко второму чтению исключений станет гораздо больше. Потому что все контрольно-надзорные ведомства и некоторые министерства требуют не распространять мораторий на практически все свои поднадзорные субъекты. Потенциально список исключений может расшириться до сотен тысяч предприятий. Так что хочется хотя бы не сдать те позиции, которые есть», – говорит Корочкин. От также отметил, что в законопроекте есть несколько недоработок, в том числе отсутствует четкое определение малого предприятия, попадающего под надзорные каникулы.