0
8934
Газета Экономика Интернет-версия

09.06.2015 00:01:00

Чиновники определили, что мешает импортозамещению

Тэги: промышленность, импортозамещение, технологии, корпоративная культура, ольга голодец, рспп, александр шохин


промышленность, импортозамещение, технологии, корпоративная культура, ольга голодец, рспп, александр шохин Представители бизнес-сообществ ощущают острую нехватку квалифицированных кадров на производстве. Фото с сайта www.onf.ru

Почему российская промышленность не способна воспроизводить советские технологии и не может выпускать даже технику прошлого века? Можно ли в таких условиях надеяться на успешное импортозамещение? Ответы на эти вопросы искали вчера на Всероссийской промышленной конференции наши чиновники и лидеры Общероссийского народного фронта. У отечественных предприятий низкая корпоративная культура, предположила вчера вице-премьер Ольга Голодец. Звучали и другие объяснения: неравномерность зарплат или нехватка квалифицированных кадров. Правда, эти факторы не объясняют, почему Россия уже много лет не может наладить выпуск стратегически важной продукции, которую она вынужденно закупает у украинских предприятий.

«Сегодня есть отрасли, которые мы относим к высокотехнологичным, успешно развивающимся. Но за счет того, что корпоративная культура в этих отраслях крайне низкая и не создается новых моделей поведения для работников, отрасли существенно уступают своим конкурентам и на мировом пространстве, и внутри собственного производства», – заявила вчера Голодец.

Другой важной причиной отставания может являться перекос заработных плат в различных отраслях. «Мы не анализируем постоянно на уровне регионов, всего государства соотношение по заработным платам, у нас существуют перекосы, о которых мы говорим и с последствиями которых мы сталкиваемся уже постфактум», – продолжила вице-премьер. Она напомнила, что средняя зарплата в России составляет 32 тыс. руб., при этом в сфере добычи полезных ископаемых этот показатель находится на уровне 60 тыс. руб., а в финансовом секторе  – 67 тыс. руб. И эту проблему перекоса заработных плат в отраслях, по ее мнению, необходимо решать. «На сегодняшний день нужно анализировать руководителям объединений и активно включаться, активно обозначать свою позицию», – сообщила Голодец.

При этом, напоминает глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, отечественная промышленность продолжает испытывать колоссальный кадровый голод. «В России мы давно фиксируем дефицит квалифицированных кадров. РСПП ежегодно на протяжении как минимум семи лет фиксирует, что одной из главных проблем, которые мешают развитию бизнеса, является нехватка квалифицированных кадров», – рассказал он. По словам Шохина, более 60% опрошенных российских компаний назвали эту причину в качестве первостепенной. Еще около 40% предприятий не хватает специалистов среднего звена. «Наши компании не видят радужных перспектив и в будущем», – подчеркнул Шохин.

Между тем прогнозы Минобрнауки куда более оптимистичны. Там заявляют о росте численности абитуриентов в этом году на технические факультеты российских вузов. «Количество первокурсников на технические специальности и направления сейчас превысило уровень 1980 года», – сообщил вчера глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов. По оценке министра, в настоящее время нет проблемы дефицита численности абитуриентов технических вузов, однако есть определенные сложности с мотивацией молодых людей.

Действительно, кто захочет работать в атмосфере морального разложения, да еще и за гроши? «Директор строит дачу в Италии, а на производство ему наплевать» – такие разговоры можно слышать на многих предприятиях, которые раньше составляли гордость отечественной промышленности.

Однако проблемы российской промышленности – не только в дефиците профессиональных кадров. На многих предприятиях разрушена культура производства. В связи с этим не совсем понятно, как предполагается реализовывать планы правительства по импортозамещению сложных технологичных производств. Например, недавно Украина отказалась поставлять в страну турбины для новых отечественных фрегатов проекта 22350. В результате корабли нового поколения остались без необходимых силовых установок. И когда они их получат, точно неизвестно.

Серьезные проблемы и у атомщиков. Из-за неспособности к импортозамещению неоднократно переносились сроки запуска энергоблоков Нововоронежской АЭС-2 и Белоярской АЭС. Причиной тому были проблемы с поставками необходимого оборудования из Украины. «С учетом того, что часть поставок вентиляционного оборудования, технологической арматуры и трубопроводов идет из Украины, велик риск невыполнения задачи ввода энергоблока (Нововоронежской АЭС-2. – «НГ») в эксплуатацию»,   – сообщал в интервью корпоративному журналу «Вестник Атомпрома» директор по капитальным вложениям Росатома Геннадий Сахаров. Также сообщалось о возможном переносе из-за проблем с поставкой арматуры из Украины запуска энергоблока Белоярской АЭС.

Крайне чувствительная проблема – неспособность наладить массовое производство двигателей для вертолетов, которые раньше закупали на украинских предприятиях. Сами по себе эти двигатели были разработаны еще в 70-е годы прошлого века, а позже лишь модифицировались. Впрочем, объясняют теперь в Ростехе, эта проблема фактически решена. По словам главы Ростеха Сергея Чемезова, в корпорации создается новый двигатель. «Мы создали свой двигатель – более современный – ВК-2500, который уже начинаем производить, к концу 2017 года запустим на полную мощность наше предприятие в Санкт-Петербурге», – приводил его слова ТАСС. 

В то же время, подчеркивают эксперты «НГ», сравнивать текущую ситуацию российской промышленности с тем, что и как было в советское время, не вполне корректно. «Госплан Советского Союза развивал производство на всей территории страны, поэтому корпуса военных вертолетов собирались в Сибири, двигатели в Украине, электроника в Ленинграде, что-нибудь еще в Казахстане. Когда страна развалилась на осколки, некоторое время удавалось сохранить связи существовавшей ранее промышленной кооперации», – напоминает старший преподаватель РАНХиГС Евгений Ицаков. К тому же, добавляет он, необходимо помнить, что место расположения того или иного производства в СССР определялось также инфраструктурой и ресурсной базой.

«В СССР запорожское предприятие «Мотор Сич» (в те времена оно называлось ПО «Моторостроитель») было основной производственной площадкой для выпуска вертолетных двигателей, а также ряда двигателей для гражданских, военно-транспортных и учебно-тренировочных самолетов, крылатых ракет», – поясняет глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Соответственно в развитие таких предприятий еще во времена СССР за несколько десятилетий были инвестированы средства, которые позволили создать мощное производство, на котором были задействованы десятки тысяч сотрудников. То есть украинские предприятия долгие годы уже после распада СССР составляли с российскими предприятиями своего рода единый военно-промышленный комплекс. И пока эта кооперация была жива, необходимости дублировать такие предприятия на территории РФ просто не было, считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

В то же время наивно рассчитывать на быстрое импортозамещение, предупреждают эксперты «НГ». «Процесс импортозамещения не может быть быстрым по определению, тем более в таком сегменте, как производство машин и оборудования. Ведь нужно разработать новую продукцию, подобрать для нее материалы, провести весь цикл испытаний», – рассуждает ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

«Получить реальный результат в сжатые сроки не получается, поскольку для развертывания, например, отрасли двигателестроения требуются годы», – говорит Ицаков. Инвесторы также не очень хотят вкладываться в импортозамещение. «Как быстро мы встали на курс развития собственного производства, так же быстро мы можем с этого курса и сойти – в угоду изменившемуся  политическому вектору», – предполагает эксперт.

Переход на отечественное – это длительный процесс, тем более когда мы говорим о производстве для нужд военно-промышленного комплекса, замечает Андриевский. «Воспроизвести в короткие сроки любое отдельно взятое производство или даже отрасль с нуля не под силу не только России, но и любой другой стране мира. Нужна документация, технические регламенты. Производство тех же авиационных двигателей не потерпит технологических отклонений. По сути, заниматься реверсивным инжинирингом, постигая заново производство уже существующей продукции», – предполагает эксперт.

К тому же, поясняет эксперт Русской школы управления Кирилл Линник, в РФ была разрушена система внедрения технологий. «Какие-то исследования ведутся, промышленность есть, а вот звено, которое занималось исследованиями и доводило их до промышленных образцов, разрушено. Инженерные прикладные исследования, которые в СССР проводили многочисленные НИИ, просто исчезли», – сообщает он.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
649
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
824
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
699
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
564

Другие новости