Советник президента Сергей Глазьев недоволен действиями регулятора. Фото РИА Новости
Политика Центробанка (ЦБ) по таргетированию инфляции провалилась, а курсовая лихорадка свидетельствует о полной неуправляемости финансового рынка страны. Такой итог работы ЦБ подвел вчера Сергей Глазьев – советник президента Владимира Путина, несколько раз поддержавшего Эльвиру Набиуллину после очередных проявлений рукотворной валютной нестабильности. Сама же Набиуллина объяснила вчера аномальные скачки рубля общей переменчивостью в мире.
Центробанк в очередной раз навлек на себя критику президентского советника Сергея Глазьева. Еще недавно Глазьев говорил о несовершенстве денежно-кредитной политики регулятора (см. «НГ» от 27.05.15), а вчера он объявил уже о полном провале начатой Центробанком борьбы с инфляцией.
По словам президентского советника, провал по инфляционным целям очень серьезный, такого не было никогда раньше. Также Глазьев напомнил про обвал рубля, случившийся в 2014 году, и сослался на высокую изменчивость курса национальной валюты в начале 2015-го. «Все это доказывает, что финансовый рынок остается неуправляемым, – пришел экономист к выводу. – Необходимо предпринять реальные меры по восстановлению контроля над финансовым рынком».
Контролировать, по мнению Глазьева, нужно в первую очередь движение капитала, особенно через границу. «Пока этого не будет происходить, все разговоры о таргетировании инфляции будут гаданием на кофейной гуще», – считает он.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина как будто пыталась вчера оправдываться за провалы рубля в первую неделю июня. Выступая в Госдуме, она уверила, что регулятору удалось взять инфляцию под контроль. «Сложность текущей ситуации… в том, что экономический спад совпал с высокой инфляцией. Мы предупреждали о возможной стагфляции, зная, что это слово никто не любит и не хочет произносить. Риск такого развития событий был очевиден. Но на настоящий момент нам удалось взять инфляцию под контроль», – сказала Набиуллина.
При этом глава ЦБ пообещала, что скоро инфляция пойдет на спад. «Недельная инфляция уже шесть недель держится на уровне 0,1%. По нашей оценке, пик инфляции мы прошли. Прогнозируем ее заметное снижение в дальнейшем, но риски для инфляции тем не менее существуют», – сказала Набиуллина. К рискам она отнесла денежно-кредитную политику в США, которая может привести к новым скачкам валют в развивающихся странах, а также ускоренную индексацию тарифов естественных монополий. Наконец, Набиуллина указала на неопределенность с ценами на нефть.
В 2014 году на валютные интервенции, цель которых сбалансировать курс рубля, регулятор израсходовал, по словам Набиуллиной, 83,5 млрд долл. Тем не менее это не уберегло рубль в прошлом году от шокирующего обвала и валютной паники. Продолжили курсы валют скакать и в этом году. С 25 мая российская валюта потеряла более 12% к доллару и более 15% – к евро (см. «НГ» от 08.06.15). Хотя нефть на бирже за тот же период в целом дешевела лишь на несколько процентов.
Ответственность за курсовую лихорадку Набиуллина переложила на очень переменчивый мир. «У нас сейчас повышенная волатильность курса связана с двумя явлениями. Первое – весь мир стал гораздо более волатильным. Посмотрите на колебания других валют, например курс доллара к евро, таких колебаний, наверное, еще в истории не было. Это глобальная тенденция, с которой нам придется считаться. Но волатильность была также связана со специфическими факторами, значимостью цен на нефть, санкциями и введением нового режима. Нам надо всем научиться жить с плавающим курсом», – пояснила глава ЦБ. Набиуллина добавила: «У нас рубль, если посмотреть на коэффициенты волатильности, колебания вверх-вниз, менее волатилен, чем нефть, которая – базовый актив».
Заметим, что ссылки Набиуллиной на нефтяные цены выглядят неубедительно. Нефть на мировых рынках дешевеет плавно, а рубль при этом скачет как сумасшедший – причем практически при одной и той же цене на нефть. У граждан возникают подозрения, что ЦБ – как плохой водитель – просто не может действовать без резких толчков и торможений, взлетов и провалов курса.
Далеко не все граждане видят в магазинах эффект от борьбы ЦБ с инфляцией. Фото РИА Новости |
Впрочем, многие опрошенные «НГ» эксперты не поддержали критику Центробанка и сообщили, что внешние шоки действительно были сильными и регулятор делал все что мог. «Денежно-кредитная политика ЦБ в последний год вызвала много нареканий со стороны общественности. Говорилось, что со своими главными задачами, такими как поддержание стабильного курса рубля и таргетирование инфляции, руководство ЦБ не справляется. Но если начать разбираться в сути произошедших изменений, становится понятно, что у регулятора был очень ограниченный инструментарий для борьбы с шоками, обрушившимися на российскую экономику», – говорит главный аналитик компании «Солид» Азрет Гулиев.
При этом эксперт признает, что «регулятор часто опаздывал с реакцией на происходящее на рынке, вовремя не давал четких сигналов». «А стремительное включение в ломбардный список свежевыпущенных облигаций крупнейшей сырьевой компании и вовсе стало одной из главных причин паники на валютном рынке 16 декабря 2014 года, – считает Гулиев. – Ночные экстренные решения тоже не прибавили уверенности как участникам рынка, так и всему населению».
В то же время он скептически отозвался о предложениях Глазьева ввести контроль над движением капитала. По его словам, «в краткосрочной перспективе это быстро дало бы желаемый эффект, но в долгосрочной и даже среднесрочной разрушительные последствия данного решения как для фондового рынка, так и для экономики в целом трудно переоценить».
А часть экспертов полагают, что недавние прыжки рубля – хороший признак. «Регулятор реализует довольно сбалансированную денежную политику, и те редкие колебания, которые мы видели на прошлой неделе, являются демонстрацией того, что рубль стал объективно намного более свободным, и это полезно для российской экономики», – отмечает аналитик QB Finance Мадина Абаева.
Тем не менее есть специалисты, которые скептически относятся к действиям ЦБ, считая их недостаточно последовательными. «Действительно, в прошлом году доллар рос по отношению ко всем валютам», – напоминает директор по международным рынкам БКС Алексей Ивин. Но далеко не все валюты лихорадило так, как рубль. «Из наиболее девальвационных валют можно отметить турецкую лиру и украинскую гривну. Однако у лиры не было столь резких скачков вверх и вниз, как у рубля. А что до гривны, то неужели у нас все настолько плохо, как в Украине?» – спрашивает он.
Аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко привел пример другой валюты, которая недавно шокировала рынок своими переменами: «Стоит вспомнить швейцарский франк. После объявления, что валюта больше не привязана к евро, швейцарский франк укрепился к доллару и евро более чем на 20% за один день». Правда, швейцарский франк всех шокировал как раз удорожанием, а не удешевлением, как рубль.
В пресс-службе ЦБ вчера сообщили «НГ», что в декабре 2014 года недельные падения некоторых валют достигали 15–18%. Это касается, например, валют Казахстана, Бразилии, Австралии, Мексики, Турции, Аргентины, Кореи. Однако, заметим, по официальному курсу сам рубль в декабре прошлого года терял за отдельные недели более 25% к доллару.