Претендовать на адресную помощь смогут далеко не все нуждающиеся. Фото Reuters
Российские регионы сокращают социальные выплаты всеми возможными способами: где-то отменяют льготы ветеранам труда, где-то многодетным семьям, где-то пожилым получателям. Ученые-экономисты увидели в урезании выплат признаки положительных перемен. Сокращение социальных расходов, возможно, приведет к появлению механизмов адресной помощи. Однако пока сокращение социальных выплат скорее ведет к деградации систем защит населения.
В прошлом году долг субъектов РФ, по данным Минфина, вырос на 20% и перевалил за 2 трлн руб. В марте–апреле этого года доходы региональных бюджетов увеличивались, но в дальнейшем ситуация может измениться, предупреждают экономисты из Института Гайдара. Рост поступлений от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), на который приходится более 30% всех региональных доходов, уже в течение полутора лет замедляется. Кроме того, межбюджетные трансферты из Центра (около 15% в структуре региональных доходов) сократятся в этом году на 12,3% по сравнению с прошлым годом. «Таким образом, до конца года около половины доходов консолидированных бюджетов регионов будут расти темпами существенно ниже уровня инфляции, что приведет к дополнительным сокращениям бюджетных расходов и усугублению долговых проблем на региональном уровне», – говорится в оперативном мониторинге Института Гайдара.
Экономисты отмечают, что регионы уже начали сокращать социальные обязательства перед населением. Среди самых распространенных мер – приостановка индексации, внедрение адресности, сокращение объемов или полная отмена некоторых мер поддержки. «При этом нельзя выделить какие-либо общие направления: в одних регионах сокращают меры социальной поддержки пожилых категорий, в других – семей с детьми, в третьих – оптимизируют систему сразу в обоих направлениях», – говорится в исследовании.
Все большую популярность приобретает введение адресности, то есть предоставления помощи наиболее нуждающимся на основе проверки доходов. «При этом если одни регионы вводят принцип адресности только для новых получателей, другие накладывают ограничения на получение помощи и для текущих получателей. Среди регионов, которые уже применили принцип адресности, – Ульяновская область (в отношении ветеранов труда области), Забайкальский край (ветераны труда и работники бюджетных организаций сельской местности), Амурская область (ряд категорий пожилых получателей). В ряде регионов эти механизмы внедряют в отношении семей с детьми», – отмечают экономисты.
При этом, согласно мониторингу, возникающая экономия не идет на повышение размеров пособий, и доходы оставшихся получателей все равно не доводятся до черты бедности. «Речь, следовательно, идет преимущественно о сокращении бюджетных расходов, а не о повышении эффективности механизмов социальной поддержки», – констатируют авторы мониторинга.
В некоторых регионах изменяются условия получения выплат. «В Забайкальском крае и Ульяновской области ужесточены требования к получению звания регионального ветерана труда: теперь для этого необходимо иметь не только достаточный стаж, но и награды. Некоторые регионы пошли по пути изменения условий поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям льготников. В нескольких регионах экономия привела к снижению мер поддержки семей с детьми. Так, в Хабаровском крае произошло сокращение соцвыплат на погашение ипотечного кредита многодетным семьям. В Алтайском крае еще с 2014 года приостановлено действие закона о социальном пособии отдельным категориям малообеспеченных граждан, имеющих детей», – перечисляют экономисты.
Авторы мониторинга отмечают, что, несмотря на декларации о необходимости адресного подхода, на практике он так и не реализовывается. Возможно, нынешний кризис станет поводом для его внедрения, надеются исследователи. «В случае если возникающая экономия хотя бы частично будет использована для повышения размера помощи, это будет реальным шагом в сторону повышения эффективности социальной политики. В случае же если размер выплат не будет пересмотрен, это чревато рисками снижения реальных доходов социально уязвимых групп и роста зоны бедности. Пока реакция российских регионов на кризис в большей мере указывает на второй сценарий», – говорят в Институте Гайдара.
Специалист Центра анализа доходов и уровня жизни ВШЭ Наталья Зубаревич признает, что о положительных эффектах сокращения социальных выплат речь пока не идет. «Так называемая адресность сейчас работает как сокращение всего и вся. Трансформации институционального характера в нынешних реалиях не получается. Только в начале прошлого года расходы на соцзащиту урезали 16 регионов, – объясняет Зубаревич. – В таких условиях сокращение происходит не с точки зрения оптимизации «по уму», а просто в виде рубки расходов. По соцзащите самое большое сокращение расходов показывает Чечня – около 23%, Ингушетия – около 19%. В других регионах сокращение гораздо умереннее – 6–7%».