|
Младшее поколение практически не
пользуется домашними телефонами.
Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
Домашний стационарный телефон обходится россиянам чуть дороже 300 руб. в месяц. Вроде немного. Но около 2,5 млн граждан решили сэкономить и полностью отказались от использования домашних телефонов. Столь резкое сокращение абонентов стационарной связи удивило даже иностранцев. Эксперты же предсказывают, что через 10 лет фиксированная связь может и вовсе исчезнуть.
«Из-за удешевления сотовой связи, массового появления недорогих безлимитных тарифов и повсеместного развития широкополосного Интернета люди стали отключать домашние телефоны», – передает Deutsche Welle (DW). По словам управляющего партнера компании «ТМТ Консалтинг» Константина Анкилова, только за прошлый год от домашнего телефона отказались 2,5 млн человек, или 7% абонентов. «Операторы потеряли за год 16 млрд руб. В лидерах «Ростелеком», он лишился 10% своих абонентов и 11,8 млрд руб.», – цитирует Анкилова DW. Эксперт пояснил «НГ», что речь идет об абонентах, отключенных операторами за длительную неуплату, а также тех, кто сам принял решение отказаться от стационарной связи.
«В дальнейшем ситуация будет только усугубляться, что приведет к почти полному отказу от таких услуг через 10–20 лет, – говорит руководитель аналитического отдела Romanov Capital Павел Щипанов. – Наиболее рациональным вариантом развития для телефонных компаний будет включение в тарифы услуг мобильной связи, Интернета, спутникового телевидения и др.». А вот кризис и снижение доходов населения, по мнению эксперта, мало влияют на решение отказаться или сохранить городской стационарный телефон. Это не та статья расходов, на которой стремятся экономить. И тем не менее мобильная связь оказывается зачастую выгоднее стационарной. «Средняя выручка с абонента у мобильных операторов в России сегодня составляет 320–340 руб.в месяц.Это сопоставимо с абонплатой за фиксированный телефон, а возможностей дает больше. Кроме того, многие сталкиваются с большим количеством нежелательных звонков, рекламы, которая «приземляется» именно на стационарный телефон, поэтому предпочитают держать его отключенным. С мобильной связью таких проблем меньше, аппараты позволяют блокировать нежелательные звонки. Телефонные розетки в новостройках устанавливаются, это положено по нормам, но подключать номер необязательно», – отмечает директор по инвестициям QB Finance Дмитрий Лепешкин. При этом, по его словам, мощного тренда отказа от домашних телефонов нет. «В год 50–60 тыс. человек, посчитав свои расходы, проанализировав перемещения в течение дня по городу, принимают решение отказаться от стационарной связи.
Это наиболее технически прогрессивная часть населения, молодежь 18–28 лет», – говорит эксперт. В МГТС «НГ» пояснили, что отток абонентов в Москве находится в пределах 1%. Операторы, чтобы оставаться конкурентными, предоставляют абонентам пакеты услуг, расширенный выбор тарифов, предлагают выгодно установить телефон в новостройках. «В будущем на базе стационарных телефонов мы планируем развивать конвергентные предложения: объединение домашнего и мобильного телефонов, предоставление услуги открывания общей двери подъезда со стационарного телефона. Все эти сервисы также будут снижать отток абонентов с фиксированной связи в Москве,– полагают в МГТС.
– По нашим прогнозам, уровень оттока абонентов фиксированной связи в Москве на ближайшие годы не изменится». В последние два-три года действительно отмечается замещение фиксированной связи мобильной, а также ОТТ-сервисами, такими как WhatsApp, Skype и т.д., сообщили, в свою очередь, в «Ростелекоме». При этом в сегменте юридических лиц абонентская база и объем потребления услуг достаточно стабильны. «Среди населения есть отток. Тем не менее, далеко не все абоненты готовы отказаться от домашнего телефона. Он по-прежнему обладает рядом преимуществ. Среди них – высокая надежность сети (лучше справляется с большими нагрузками, не подвержена погодным влияниям) и качество связи. Домашний телефон многими рассматривается как привычное средство экстренной оперативной связи (многим людям привычнее вызывать скорую или полицию через короткие номера «03» и «02»). Зачастую также домашний телефон – часть системы охранной сигнализации дома и средство контроля за детьми и старшими родственниками», – пояснил «НГ» представитель «Ростелекома» Валерий Костарев, отметив, что сейчас компания обслуживает более 20,5 млн домашних телефонов. Гендиректор TelecomDaily Денис Кусков также отмечает, что пожилые люди и жители небольших населенных пунктов, где плохо работает мобильная связь, по-прежнему активно пользуются стационарными телефонами. Однако и он рассматривает будущее домашних телефонов только в пределах 10-летия. «Россия – страна с большой долей пожилого населения. Телефон для них – это социальная защита. Наша страна тут стоит особняком, еще 10 лет запаса прочности у домашних телефонов точно есть», – передает его слова DW. «Я предполагаю, что в ближайшие лет 10 в классическом виде домашнего телефона у людей не будет. Исключением останутся пожилые люди, которые привыкли к такому виду связи еще с советских времен. Также фиксированная связь останется в компаниях, офисах, где она удобна в рамках учреждения», – согласен замдиректора департамента строительства и инжиниринга ГК АКИГ Виктор Тагаев.
«В огромном количестве поселков и деревень пока не присутствуют операторы мобильной связи, но есть программа, которую реализует «Ростелеком». Он в обязательном порядке провел таксофоны во все деревни. Это был первый этап услуги, которая называлась «Универсальная услуга». Второй этап – проведение оптоволокна. Примерно в 16,5 тыс. населенных пунктов придет оптика. И повторится общая тенденция. В классическом виде стационарные телефоны уйдут, придет оптика, Интернет, телевидение – и придет тот же стационарный телефон, только через Интернет», – рассказал Тагаев «НГ».