Бюджетный дефицит Амурской области в 2014 году превысил 20% от доходов. Фото Владимира Захарина
В текущем году российская экономика может просесть на 4,5%. Такие прогнозы на 2015 год привели вчера в Москве аналитики международного рейтингового агентства Fitch. Общее падение экономики тут же сказывается и на положении регионов, в которых нарастает финансовая нестабильность. Фактически единственное, что может спасти субъекты РФ от полного краха, – это, по словам экспертов, увеличение трансфертов федерального Центра и значительное сокращение расходов на бюджетников за счет сокращения и штата, и самих зарплат.
Аналитики рейтингового агентства Fitch предупредили вчера, что общее ухудшение экономической ситуации в стране продолжает осложнять финансовое положение регионов. Согласно стресс-прогнозу агентства, в 2015 году доходы регионов от налоговых поступлений сократятся. В частности, в Fitch ожидают, что поступления от налога на прибыль в этом году снизятся на 10% по сравнению с уровнем 2014-го. «Налоговые доходы в регионах стагнируют на фоне общей ситуации в российской экономике», – пояснил вчера старший директор Fitch Rating Владимир Редькин.
В результате, прогнозируют в агентстве, нестабильность финансового положения субъектов РФ приведет к двукратному увеличению расходов на обслуживание регионального долга. «Кредитные ставки выросли, размер долга увеличивается, и мы не ожидаем в текущем году существенного возмещения для регионов рыночного кредита федеральным», – поясняет эксперт Fitch Rating. Тем не менее в агентстве предполагают, что трансферты из федерального Центра в регионы вырастут в 2015 году на 10%. Однако, судя по всему, этого будет недостаточно для того, чтобы выправить ситуацию.
Ожидают в Fitch Rating в этом году и заметного увеличения числа регионов с отрицательным текущим балансом. По словам аналитиков, 27 из 30 регионов с рейтингами среднего спекулятивного класса могут завершить текущий год с отрицательным значением. В прошлом году таких было 11.
Как подчеркивают в Fitch, положение регионов начало ухудшаться не вчера. До кризиса 2008–2009 годов положение субъектов РФ было куда более благоприятным, бюджеты они верстали, как правило, с профицитом. Но затем случился кризис, который пошатнул положение регионов. Региональные власти ожидали, что после 2009 года они вновь вернутся к профицитным бюджетам, рассказывает Редькин. Но этого не произошло, и следующие годы закрепили негативную тенденцию бюджетной разбалансировки.
После выпущенных в 2012 году майских указов президента Владимира Путина регионы были вынуждены наращивать расходы на бюджетников. Если в 2012 году общий дефицит региональных бюджетов составлял, по данным Fitch, более 250 млрд руб., то в 2013 году он вырос до 600 млрд руб.
Фактически единственное, что может сейчас поддержать регионы от полного краха, – поддержка федерального Центра. «Если эта поддержка будет достаточной, регионам удастся компенсировать негативные тенденции своих бюджетов», – говорит Владимир Редькин.
Другой вопрос – как долго она продлится. По словам директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, ситуация с региональными бюджетами вскоре ухудшится. «Сейчас до 300 млрд руб. выделяется из Резервного фонда для поддержки субъектов. Однако в следующем году власти уже не смогут выделять подобные суммы из уменьшающегося фонда. А значит, основные риски для регионов – за пределами 2016 года», – уточняет он.
Регионам не избежать сокращения расходов на бюджетников, замечают эксперты «НГ». В условиях общего сокращения доходов оптимизация расходов становится неизбежной. «Мы и дальше будем сталкиваться с практикой бюджетных сокращений: в здравоохранении, образовании и пр.», – говорит замгендиректора «ФинЭкспертизы» Станислав Сафин.
«Единственная возможность для регионов сейчас – это сокращение долга за счет сокращения бюджетной сферы. А значит, бюджетников ждет дальнейшее сокращение», – замечает профессор департамента прикладной экономики Высшей школы экономики Алексей Скопин. Причем, добавляет он, бюджетников ждет и количественное, и качественное сокращение. «Если раньше говорилось, что мы сократим часть работающих в бюджетной сфере, а остальным повысим зарплаты, то теперь этого мы не видим. Снижается и количество бюджетников, и размер их зарплаты», – уточняет он.