0
6363
Газета Экономика Интернет-версия

08.04.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ.Кризис как шанс

Оксана Дмитриева

Об авторе: Оксана Генриховна Дмитриева – депутат Государственной думы РФ, доктор экономических наук.

Тэги: экономический кризис, производство, безработица, нефть, цены, санкции, бюджет, секвестр, налоговый маневр, фнб


экономический кризис, производство, безработица, нефть, цены, санкции, бюджет, секвестр, налоговый маневр, фнб Фото Reuters

С января 2015 года в России зафиксировано устойчивое снижение объемов производства и рост безработицы. То есть начался экономический кризис. О том, что он наступит, правительство предупреждало нас последние несколько месяцев, называя причины: падение нефтяных цен, антироссийские санкции, снижение курса рубля. Но действительно ли кризис был неминуем? Нет. Само по себе падение цены на нефть, девальвация национальной валюты и санкции вовсе необязательно должны были привести к спаду производства. Особенно в условиях, когда, в отличие от 2008–2009 годов, мировая экономика на подъеме и соответственно по-прежнему высок спрос на многие экспортируемые Россией товары.

За основу нынешнего правительственного антикризисного плана взята стратегия преодоления кризиса 2008–2009 годов, хотя тогда экономический спад наша страна преодолеть не смогла: не восстановлены докризисные масштабы строительства, не достигнут существовавший к 2008 году уровень производства в целом ряде важнейших отраслей. Причина: государство тогда почти ничего не сделало для стимулирования реального сектора, сосредоточившись главным образом на поддержке банков и крупных собственников.

Сегодня власти повторяют совершенные шесть лет назад ошибки и делают новые.

Перечислю лишь основные.

– В ноябре прошлого года Центробанк поднял ставку рефинансирования до 17%, превратив кредиты в недоступную роскошь для предприятий, которые теперь из-за нехватки средств сокращают масштабы деятельности. А ведь девальвация национальной валюты и политика вынужденного протекционизма могли бы стать факторами экономического роста. Но для этого надо было пережить «девальвационный шок», чему помешали действия ЦБ. Санкции действовали с середины прошлого года, однако промышленное производство демонстрировало небольшой рост (с незначительным торможением в ноябре) – положительный эффект девальвации. В январе сработало повышение ключевой ставки: промышленный рост практически остановился. А в феврале уже зафиксирован полуторапроцентный спад.

То, что Центробанк теперь начал понемногу ставку рефинансирования снижать, делу не поможет. Чтобы реанимировать впавший в кому кредитный рынок, потребуются сверхусилия.

– В ноябре был принят закон о «налоговом маневре» – снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным увеличением ставки НДПИ. Результат: существенное повышение налоговой нагрузки на внутреннего потребителя, а в перспективе – рост внутренних цен на энергоносители и создание «искусственного дефицита» углеводородного сырья в первичной переработке.

– На докапитализацию банков направлен 1 трлн руб. – весь профицит федерального бюджета 2014 года. Предполагается, что банки, в свою очередь, будут «вытягивать» реальный сектор. Это глубочайшее заблуждение. Опыт 2008–2009 годов свидетельствует: если кредит остается дорогим, для того чтобы приоритетные направления экономики воспользовались кредитным ресурсом, требуется субсидировать высокие кредитные ставки из бюджета – и возникает еще один канал финансирования банков. Если реальному сектору передаются средства госбюджета, то делать это надо напрямую и эффективно, а не через длинную цепочку финансово-банковских посредников. Гораздо правильнее поддерживать реальный сектор, смягчая налоговый пресс, а также через государственный заказ, бюджетные инвестиции.

– Секвестр бюджета 2015 года, в результате расходы на социальные отрасли – здравоохранение, образование, культуру будут сокращены значительно не только в реальном, но и в номинальном выражении, что скажется отрицательно на платежеспособном спросе населения и на государственном инвестиционном спросе.

– В течение нескольких лет последовательно проводилась налоговая и административная политика, направленная на удушение малого и среднего бизнеса, хотя без него невозможно динамичное экономическое развитие.

Принципиально иная стратегия преодоления кризисных явлений сформулирована в нашем Альтернативном антикризисном плане. А именно – использование девальвации национальной валюты и политики вынужденного протекционизма для перехода к экономическому росту за счет снижения налогов, мягкой кредитной и бюджетной политики, расширения потребительского платежеспособного спроса населения и инвестиционного спроса.

Среди предлагаемых нами конкретных шагов – отказ от «налогового маневра». Это позволит значительно уменьшить налоговую нагрузку на внутреннего потребителя и сократить потери федерального бюджета при дешевеющей нефти.

Следует отказаться от использования профицита бюджета 2014 года на докапитализацию банков, направив эти средства на покрытие дефицита бюджета-2015. В этом случае можно не только избежать секвестра бюджета, но и обеспечить индексацию заработной платы, пенсий и пособий в соответствии с фактической инфляцией.

Ключевую ставку следует снизить как минимум до 8–10% процентов, чтобы она имела отрицательное значение по отношению к фактической инфляции, и законодательно закрепить предельную маржу для банков на уровне 3% (как разницу между депозитной и кредитной ставками).

В налоговое законодательство нужно внести изменения, направленные на стимулирование развития малого и среднего, в том числе инновационного, бизнеса. Восстановить инвестиционную льготу по налогу на прибыль.

Требуется также прекратить разбазаривание денег бюджета и ФНБ, предназначенных на инвестиции: выделять их только под уже готовую проектно-сметную документацию – на программы, по которым есть гарантии, что средства действительно будут освоены в текущем финансовом году. Средства ФНБ в объеме 450 млрд руб. следует переориентировать с докапитализации банков на конкретные инвестиционные проекты, как предусмотренные в бюджете и подлежащие секвестру, так и на намечаемые инвестиционные мегапроекты.

Реализация нашего плана, каждый пункт которого тщательно обоснован и просчитан, даст толчок развитию российской экономики даже в нынешних непростых условиях. В этом его отличие от плана правительственного, нацеленного на то, чтобы просто «перетерпеть» трудные времена, дожидаясь нового повышения нефтяных цен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
744
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1127
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
885
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
856

Другие новости