Россияне подходят к выбору еды все более осмысленно и разборчиво. Фото Reuters
Темпы роста потребительских цен в марте начали замедляться. За первые две недели месяца стоимость продуктов перестала расти с ускорением. Ограничителем для нового подорожания стало падение спроса – россияне не выдерживают уровня цен и снижают потребление. В то же время вероятность удорожания некоторых продуктов остается – ведь их себестоимость продолжает увеличиваться.
По данным Росстата, за неделю со 2 по 10 марта мороженая рыба подорожала на 1,2%, цены на говядину, мясные консервы, подсолнечное масло, маргарин, макароны, пшено, рис, чай, печенье и шоколадные конфеты выросли на 0,7–0,8%. В то же время сахар подешевел на 0,6%, свинина, куры, яйца, гречневая крупа – на 0,1–0,2%.
Такую ситуацию можно наблюдать впервые с сентября прошлого года, отмечается в оперативном мониторинге Института Гайдара. По мнению экономистов института, это связано с устойчивым ростом производства в сельском хозяйстве и пищевой промышленности одновременно с сокращением продовольственного импорта. В феврале импорт сельскохозяйственной продукции из стран дальнего зарубежья составил 1,6 млрд долл. – это 57% от уровня февраля прошлого года, отмечается в мониторинге.
В то же время индекс производства сельскохозяйственной продукции в январе достиг 102,8% к январю 2014 года (прошлогодний показатель составлял 102,3%). Поголовье крупного рогатого скота снизилось за год на 2,1%, но объем продукции животноводства по всем основным статьям вырос: по скоту и птице в живом весе на 6,6%, по молоку – на 1,6%, по яйцам – на 0,5%.
Что касается предприятий переработки, их выпуск тоже увеличился почти по всем пунктам – за исключением сахара (–47%), соков (–3,5%), хлебобулочных изделий (–1%), обработанного жидкого молока (–2%), а также сухого молока и сливок (–9,2%).
В Институте Гайдара предупреждают, что, несмотря на наметившуюся стабилизацию цен, риски дальнейшего их роста остаются. Ведь производственные ресурсы для сельского хозяйства продолжают дорожать. С 1 декабря по 1 февраля электроэнергия для сельскохозяйственных производителей стала дороже на 2%, теплоэнергия для парников – на 7%, а стоимость некоторых минеральных удобрений и средств защиты растений выросла на 20–40%. Таковы данные мониторинга Минсельхоза.
Гендиректор Ассоциации фермерских хозяйств Сергей Балаев также считает, что удорожание производственных ресурсов может в будущем снова повысить стоимость готовой продукции. Однако падение покупательной способности уже не позволяет повышать цены в рознице. «Магазины установили существенные наценки, но когда поняли, что люди этого не выдерживают и продажи падают, то попытались прийти к какой-то сбалансированной цене», – рассуждает эксперт.
В молочном сегменте сдерживающим фактором также является падение спроса из-за снижения доходов, говорит независимый эксперт молочного рынка Татьяна Рыбалова. «Не секрет, что на волне изменения курса доллара многие магазины стали неоправданно завышать цены. И сегодня, когда спрос начинает падать, они используют ценовой резерв, который уже заложили. Он пока есть, так что цены в ближайшей перспективе рывком расти не будут», – считает Рыбалова. Однако окончательная стабилизация может произойти лишь во второй половине 2015 года. «Многие уже сейчас осознают, что высока вероятность продления эмбарго. На рынках появляется уверенность в том, что нужно производить больше продукции, расширяться. Так что в первом полугодии цены будут расти быстрее, чем во втором – к этому времени производители скорее всего успеют окончательно адаптироваться», – говорит эксперт. По мнению Рыбаловой, спрос на молочную продукцию в этом году восстановится, так как на фоне других продуктов цены в этом сегменте растут медленнее.
По словам исполнительного директора Рыбного союза Сергея Гудкова, цены на рыбную продукцию достигли максимальных значений. «Расти некуда – в противном случае произойдет снижение потребления, люди будут переходить на курицу и другие продукты. Посмотрим, сможем ли мы из-за высоких цен реализовать то, что было выловлено в прошлом году. Стоимость сырья выросла на 50–100%. При этом оптовые цены на сырье от российских рыбодобытчиков привязаны к стоимости импортных аналогов. Промышленность такое удорожание переварить не может, розничная торговля тоже», – отмечает Гудков.