Белорусские таможенники досматривают ввозимую продукцию. Фото Rueters
Москва указывает Минску на недостаточный контроль ввозимого через Белоруссию продовольствия. Россельхознадзор, в частности, настаивает на совместном мониторинге той продукции, которая поступает на территорию Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза. Российские чиновники отмечают наплыв поддельных сертификатов и попытки ввоза в РФ запрещенных товаров под видом стройматериалов, картона и соли. Однако Белоруссия пока не слишком заинтересована в содействии продуктовому эмбарго.
С начала года Россельхознадзор выявил 166 поддельных сертификатов на импортное продовольствие, поступающее в Россию транзитом через Белоруссию, – это в два раза больше, чем за весь 2014 год, сообщили на прошлой неделе в ведомстве.
В феврале глава Россельхознадзора Сергей Данкверт предложил министру сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Леониду Зайцу организовать российско-белорусский мониторинг поднадзорной продукции, поступающей в Белоруссию с внешней границы Таможенного союза (ТС). Однако, как замечают в Россельхознадзоре, «реакция Минсельхозпрода Белоруссии на это обращение была весьма неоднозначна». Россельхознадзору сообщили, что организация совместного мониторинга возможна исключительно при одновременном внедрении таких же мер на казахстанском и российском участках внешней границы Таможенного союза. «При этом игнорируется то обстоятельство, что через эти участки в отличие от белорусского не проходят массовые потоки контрабандных грузов из Евросоюза», – сетуют в ведомстве.
В Роспотребнадзоре во вторник отметили, что с момента введения продуктового эмбарго было остановлено 254 партии запрещенной продукции весом 2,5 млн кг. «Это и мясо замороженное, и рыба, и овощи неизвестного происхождения. Часть из них провозилась под видом строительных материалов, картона и соли. Да, конечно, попытки были, есть и остаются», – заявила глава ведомства Анна Попова.
В ноябре Россельхознадзор запретил к ввозу продукцию 23 белорусских перерабатывающих предприятий и объявил о намерении ввести таможенный досмотр в отношении всего продовольственного транзита из Белоруссии – для предотвращения реэкспорта европейской продукции.
Вдомство также просило Белоруссию отменить все разрешения на транзит продовольствия, предназначенного к ввозу в Казахстан и другие страны через территорию РФ, так как часть продукции в результате подобного транзита оседала в России.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко ответил на это резко. «Если Россия не хочет, чтобы какие-то товары шли через нее транзитом в Казахстан, Узбекистан, Монголию, Турцию и другие страны, пусть она занимается запретом этого транзита, но не мы», – заявил он. По его словам, Белоруссия – транзитная страна и зарабатывает на этом. (см. «НГ» от 04.12.14).
Таким образом, Москве пока не удается найти в Минске ни союзников по продуктовому эмбарго, ни даже помощников в борьбе с контрабандой запрещенных товаров. В то же время уязвимое положение белорусской экономики может сделать Минск более сговорчивым. Экономическая ситуация в Белоруссии ухудшается, в том числе из-за кризиса в России. Но при этом Россия остается главным кредитором Белоруссии. По данным Центра развития ВШЭ, половина внешних выплат по госдолгу страны в 2015 году придется на российские кредиты и помощь Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
Как писала ранее «НГ», Белоруссии в этом году придется выплатить по внешним обязательствам около 4 млрд долл. И для рефинансирования этой суммы около 2–2,5 млрд долл. планируется занять в РФ. Другая надежда Минска – кредит от Международного валютного фонда (МВФ). Ежегодная миссия МВФ сейчас работает в Белоруссии и пробудет там до 16 марта.
Опрошенные «НГ» эксперты полагают, что проблему нелегальных поставок продуктов из ЕС решить удастся – однако не факт, что при помощи только словесных аргументов.
«Речь идет о том, чтобы Белоруссия передала часть компетенций на совместный, наднациональный уровень, то есть поделилась своими полномочиями с Россией. Для РФ важно, чтобы решения о контрсанкциях по факту выполнялись, но за это придется заплатить. Формально это совместное решение никак не будет связано с финансовой помощью, но оно может сопровождаться кредитом либо какими-то преференциями в нефтегазовой торговле и т.д.», – рассуждает директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель.
«Евросоюз в январе обратился к РФ с просьбой не продлевать продуктовое эмбарго после истечения годичного срока, кроме того, сейчас обсуждаются возможности сотрудничества с Венгрией, Грецией, Италией. В этом смысле ситуация идет к положительным изменениям. Но тем не менее запрет сохраняется, и Россия заинтересована в его выполнении», – констатирует завсектором Института экономики РАН Борис Фрумкин.
«Беларусь к эмбарго не присоединялась, она юридически имеет право приобретать эту продукцию и поставлять ее туда, куда считает нужным, в том числе в рамках ТС. При этом в РФ, когда объявляли эмбарго, мало советовались с коллегами по союзу. Но сейчас сторонам важнее найти компромисс, чем идти на обострение конфликта», – полагает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин.