Доходы бюджета 2015 года первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко оценивает как наихудший показатель за 15 лет. Фото РИА Новости
Правительство собирается в этом году потратить около половины средств Резервного фонда. Из 5,8 трлн руб. на поддержку бюджета могут направить до 3,6 трлн руб. Именно такие ориентиры называют в Минфине. Таким образом, правительственная «подушка безопасности», которая должна была демпфировать падение нефтяных цен в течение трех лет, будет израсходована почти за год.
Россия потратит в этом году фактически больше половины средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета. В случае же реализации всех рисков к концу года в фонде может остаться лишь шестая часть 5,8 трлн руб., пишет Reuters со ссылкой на информацию Минфина. Согласно заявлениям ведомства, текущий кризис станет более затяжным и его не удастся, как предыдущий, «просто проскочить» на сформированной «подушке безопасности». Ожидается, что уже в среду министерство внесет в правительство поправки в федеральный бюджет на 2015 год, по которым предполагается увеличение дефицита до 2,7 трлн руб., или 3,7% ВВП. К слову, в 2009 году бюджет был исполнен с дефицитом 0,6% ВВП, а в 2010 году – почти 4% ВВП.
Как известно, проект бюджета на 2015 год был подготовлен еще в сентябре 2014 года из расчета нереальных на тот момент макроэкономических показателей: цена нефти в 100 долл. за баррель, рост российской экономики на 1,2% и инфляции на уровне 5,5%. При этом в Минэкономразвития (МЭР) собственный макропрогноз, на основании которого и был сверстан нереальный бюджет, был существенно пересмотрен лишь в конце января. Так, в новом прогнозе заложена цена на нефть в 50 долл. за баррель, падение ВВП на 3% и показатель по инфляции на уровне 12,2% (см. «НГ» от 12.02.15). Между тем аналитики рейтингового агентства Moody’s прогнозируют падение ВВП России в этом году примерно на 5,5% и на 3% в 2016 году. В результате, по версии агентства, суммарный рост экономики страны в течение 10 лет, то есть с 2008 по 2018 год, будет практически нулевым.
Глава Минфина Антон Силуанов
предлагает премьер-министру Дмитрию Медведеву сократить расходы бюджета на 10%. Фото с официального сайта правительства РФ |
В новых условиях доходы бюджета, по оценке Минфина, составят 12,5 трлн руб., или 17% ВВП, вместо запланированных ранее 15 трлн руб., или 19,5% ВВП. «Это худший показатель за все последние 15 лет. Меньше доходов в ВВП у нас не было на протяжении 15 лет», – заявила в пятницу первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко на коллегии Федерального казначейства.
Ранее в правительстве оценивали возможность сокращения расходов бюджета как минимум на 10–15%. Например, по словам главы Минфина Антона Силуанова, расходы бюджета в этом году могут быть урезаны как минимум на 10%. Выступая в январе на Гайдаровском форуме, он пояснял, что под сокращение подпадут все статьи бюджета, кроме оборонных. Однако и такого сокращения будет недостаточно, уточнял министр.
В то же время, по мнению вице-премьера Аркадия Дворковича, «под нож» может попасть до 15% расходов федерального бюджета. «Мы сократим часть расходов. Но не будем сокращать бюджет в два раза. Мы сократим на 10%, может быть, на 15%. Наиболее вероятно – на 10%», – говорил он. По его словам, бюджетные расходы в текущем году могут сократить на все, кроме социальных и военных сфер. «У нас есть возможности снижения расходов бюджета везде, кроме социалки. Пока оснований для снижения военных расходов нет. Важно сделать армию эффективной, вооруженной, современной. Это будет дешевле, чем отложить эти расходы», – пояснял вице-премьер.
В результате государство откажется от ряда инвестпроектов и «неэффективных субсидий», а бюджетные и резервные средства будут направляться на «наиболее важные приоритеты». По словам Дворковича, в целом в 2015 году таким приоритетом для правительства станет поддержание стабильности финансово-бюджетной системы (см. «НГ» от 22.01.15).
В итоге расходы российского бюджета составят 15,2 трлн руб., или более 20% ВВП. По мнению Нестеренко, без принятых решений о сокращении расходов дефицит бюджета в текущем году составил бы почти 5% ВВП. А значит, Минфин, для того чтобы покрыть образовавшийся дефицит, будет просить разрешение увеличить сумму трат из Резервного фонда. «В проекте федерального бюджета на 2015 год в источниках финансирования дефицита заложено использование средств Резервного фонда на 3,1 трлн руб. Кроме того, мы полагаем, что около 500 млрд руб. у нас есть рисков по источникам. С учетом рисков его использование может составить 3,6 трлн руб.», – сообщила замминистра.
На 1 февраля 2015 года объем средств Резервного фонда составлял 5,8 трлн руб., или 85 млрд долл. Согласно же выводам Reuters, в случае возникновения максимальных рисков для российской экономики его объем может сократиться до 1 трлн руб. уже к концу этого года.
Как известно, специальный Стабилизационный фонд был создан еще в 2004 году и формально остается частью федерального бюджета. Изначально власти хотели создать некую подушку безопасности для российской экономики на случай снижения нефтяных цен. К тому же Стабфонд играл еще и другую роль: в нем аккумулировались сверхдоходы от экспорта нефти, не позволяя тем самым раскручиваться инфляции. В начале 2008 года Стабфонд как таковой прекратил свое существование и был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ). При этом, напоминал ранее бывший глава Минфина Алексей Кудрин, смысл создания Резервного фонда был в том, чтобы его средств хватило хотя бы на три года сохранения низких цен на нефть.
Причина столь быстрого исчерпания Резервного фонда в том, что правительство не точно оценило масштабы экономического кризиса, считают эксперты «НГ». «Власти недооценили всей глубины экономического кризиса и не рассчитывали на то, что так серьезно упадут мировые цены на нефть», – считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. В результате этого, замечает он, только в 2015 году может быть израсходовано до половины текущих средств фонда.
К тому же, добавляет руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников, иных вариантов заимствования у правительства фактически нет. «Внешние заимствования слишком дороги, а заимствования на внутреннем рынке обескровливают экономику РФ», – рассуждает он. Тем не менее выводы Reuters о быстром исчепании Резервного фонда он считает чересчур пессимистичными. Более точно момент опустошения Резервного фонда станет понятным при подготовке проекта бюджета на 2016 год. «Сейчас идет пересмотр прогнозов на 2016 год. Например, ряд экспертов полагают, что даже при среднегодовой цене на нефть в 40 долл. за баррель падение ВВП не составит более 2,7%, что выше официальных прогнозов МЭР», – отмечает Масленников.