Правительство Казахстана пытается защитить экономику страны от дешевого импорта из России. Фото с сайта www.akorda.kz
Переговорам Владимира Путина о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Египтом, Индией или Израилем могут помешать интересы Минска и Астаны – партнеров РФ по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Экономика Белоруссии пострадает практически при любом варианте расширения ЗСТ, считают эксперты. А Казахстан может потерять от режима свободной торговли с Египтом, о котором во вторник договорились президенты России и Египта.
Решение было принято во время визита в Каир президента РФ Владимира Путина. ЗСТ между Египтом и ЕАЭС позволит оптимизировать экономическое сотрудничество между странами, уверен президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси. Детальной проработкой соглашения в первом полугодии 2015 года займется российско-египетская рабочая группа.
Египет – не единственная страна, претендующая на создание ЗСТ с Евразийским экономическим союзом.
«В финальную стадию вступила подготовка проекта соглашения о свободной торговле с Вьетнамом. Аналогичные договоренности прорабатываются с Турцией, Индией, Израилем», – перечислял Владимир Путин в декабре.
Пока российский президент вел в Египте переговоры, главы Белоруссии и Казахстана обсудили по телефону «проблемы в экономиках государств ЕАЭС, требующие совместного решения». Об этом говорится в распространенном во вторник сообщении. Проблемы действительно очень серьезные. Белорусский рубль и казахский тенге слабеют вслед за российской валютой (см. «НГ» от 21.01.15). При этом казахские товары на внутреннем рынке теряют конкурентоспособность из-за потока товаров из РФ, подешевевших в связи с девальвацией рубля. В конце января системообразующим предприятиям Казахстана было предложено изменить торговую политику по импорту, был также сформирован перечень продукции, наиболее подверженной демпингу со стороны аналогичных товаров соседей.
Казахстану потребуется до двух недель, чтобы решить с Россией вопросы взаимной торговли, сообщил вчера министр национальной экономики Казахстана Ерболат Досаев. Речь может идти о добровольном с российской стороны лицензировании или квотировании некоторых товаров, уточнил он. «У нас созданы три рабочие группы: по сельскому хозяйству, машиностроению и по остальным сферам, которые входят в пакет интересов Казахстана», – передает слова министра Интерфакс.
Президенты РФ и Египта оценили выгоды свободной торговли между странами. Фото РИА Новости/Reuters |
В то же время белорусская экономика пострадает от интеграции ЕАЭС практически со всеми потенциальными кандидатами. В случае создания ЗСТ с Индией потери Белоруссии составят 8 млн долл., с Новой Зеландией – 4 млн долл., с Кореей – 25 млн долл. Такие данные содержатся в докладе завлабораторией международной торговли Института Гайдара Александра Кнобеля, посвященном перспективам ЕАЭС.
Впрочем, в случае интеграции с Египтом в убытке может оказаться и Казахстан, полагает он. «Экспорт Казахстана в перечисленные страны в основном нефтегазовый, и для Казахстана эти рынки и так уже открыты – поскольку нефть продается свободно. Таким образом, соглашение о свободной торговле с Египтом мало что дает Казахстану, но при этом может нести риски для его промышленности», – пояснил Кнобель «НГ».
Потери Белоруссии от свободной торговли с Египтом скорее всего будут небольшими, поскольку на Египтет приходится лишь незначительная доля в общем объеме ее товарооборота. Но есть вероятность, что египетский импорт потеснит товары из Белоруссии на российском рынке. И чтобы этого избежать, Москве, очевидно, придется гарантировать Минску закупки некоторых товаров, полагает экономист. При этом он напоминает, что создание новых ЗСТ может происходить только при согласии всех участников ЕАЭС. То есть Россия не может одна вступить в зону свободной торговли с Египтом.
Насколько успешно странам удастся решить проблемы внутри объединения – предсказать трудно. «Согласно договору, все действующие условия должны выполняться и никакой кризис не должен блокировать торговые потоки внутри союза. Если это правило будет работать, то по крайней мере движения назад не произойдет. Но если кто-то будет нарушать договор, что тоже возможно, значит, и евразийская интеграция будет буксовать», – рассуждает Кнобель.
Замдиректора стран СНГ Владимир Жарихин, в свою очередь, указывает, что есть много вариантов функционирования ЗСТ. «Зона свободной торговли – это общее название множества договоров с разными условиями и формами освобождения от таможенных пошлин. Поэтому масштабы выгод и потерь будут зависеть от деталей конкретных соглашений. Надеюсь, что условия расширения ЗСТ будут в минимальной степени противоречить интересам участников ЕАЭС», – отметил эксперт.