0
9149
Газета Экономика Интернет-версия

10.02.2015 00:01:00

Автопром начинает массовые сокращения

Тэги: автопром, автоваз, импортозамещение, автоконцерн, авторынок, рост цен, девальвация, господдержка, автокредитование, транспортный налог, материнский капитал, утилизация


автопром, автоваз, импортозамещение, автоконцерн, авторынок, рост цен, девальвация, господдержка, автокредитование, транспортный налог, материнский капитал, утилизация Некоторые предприятия, несмотря на кризис в отрасли, продолжают успешно работать. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Российский автопром начинает 2015 год с падения продаж и увольнения сотрудников. За январь продажи новых легковых автомобилей сократились на 24%. Многие предприятия останавливают конвейеры, отправляют работников в отпуск, а некоторых увольняют. При этом в ближайшие месяцы ситуация может ухудшиться. Падение продаж автомобилей в стране может увеличиться до 35% – предупредили вчера эксперты аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC).

Вчера на калужском автопредприятии «ПСМА Рус», выпускающем автомобили марок Peugeot, Citroen и Mitsubishi, сообщили, что с 23 февраля по 8 марта их сотрудники уйдут в принудительный корпоративный отпуск. 

Другой калужский завод – Volvo объявил в прошлую пятницу о приостановке производства грузовиков и сокращении части персонала. Уволено будет около трети работников из числа офисных сотрудников и работников производственных линий. 

В конце января General Motors объявил об очередной остановке своего конвейера в Шушарах, теперь – с 23 марта по 15 мая, сообщает интернет-издание «Фонтанка». Это уже не первая попытка поправить свои дела путем простоя – о перебоях в работе GM сообщалось осенью прошлого года. В тот же период штатная численность завода была сокращена на четверть (см. «НГ» от 17.11.14).

Очевидно, что автоконцернам в наступившем году придется сокращать издержки. Согласно исследованию PwC, падение продаж на российском рынке легковых автомобилей в текущем году, по оптимистичному прогнозу, может составить 25% по сравнению с 2014 годом. В худшем варианте продажи упадут на 35%. Однако, уточняют в компании, эти данные не учитывают ситуацию с продажами легких коммерческих автомобилей (LCV). К слову, ранее Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) также прогнозировала в текущем году падение продаж новых легковых автомобилей и LCV в РФ более чем на 24% – до 1,9 млн единиц. Вчера же АЕБ опубликовала данные по продажам в январе 2015 года. В результате, сообщают в ассоциации, по сравнению с январем 2014 года падение превысило 24%, или более 37 тыс. штук. «Если в декабре (2014 года на фоне ажиотажного спроса. – «НГ») у многих производителей была веселая вечеринка, то в январе, как следствие, наступило горькое похмелье. Особенность нынешней ситуации заключается в том, что запасы автомобилей производства 2014 года по низкой цене почти распроданы, и намного раньше, чем обычно», – говорит председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

По данным PwC, в 2014 году на российском рынке было продано всего 2,34 млн легковых автомобилей, что лишь на 10% меньше, чем в 2013 году, сообщают в аудиторской компании.  «Существенное влияние на авторынок оказывали геополитическая ситуация, ослабление рубля, повышение цен и ставка по автокредитам», – сообщает специалист по авторынку PwC Сергей Литвиненко.

Эксперты PwC отмечают, что рост цен на автомобили, зафиксированный в конце 2014 года, продолжится и в этом году, что будет негативно сказываться на динамике рынка. Литвиненко напоминает, что цены по отдельным брендам выросли более чем на 50% за последние полгода.

К тому же, уверены в аудиторской фирме, вполне ожидаемое в текущем году масштабное снижение продаж может привести к уходу с российского рынка ряда брендов, и в первую очередь это будет касаться тех, кто не локализован на территории РФ. «В зоне риска находятся в первую очередь автопроизводители со сравнительно небольшим объемом продаж в России относительно глобальных результатов соответствующих автоконцернов», – говорится в материалах компании. К тому же, добавляет эксперт, не лучше будут обстоять дела и у дилеров этих брендов.

При этом, считает Литвиненко, в более выгодном положении окажутся автопроизводители, которые смогут предложить в этом году свежие модели при умеренном росте цен. Сдерживание роста цен, по мысли аналитика, возможно при условии высокого уровня локализации производства бренда на российском рынке. «Снижение курса рубля создало предпосылки для дальнейшей локализации производства автомобилей в РФ», – напоминает эксперт.

Сейчас же, добавляет он, в наиболее выигрышной ситуации оказались российские производители. «Российские автопредприятия сейчас имеют прекрасную возможность в ближайшие годы увеличить свою долю на рынке», – поясняет эксперт.

Тем не менее, резюмируют в PwC, восстановление рынка будет невозможно без участия государства. И в этой связи компания предлагает ряд мер поддержки. «Продление успешной программы обновления автопарка на 2015 год окажет поддержку рынку, но на несколько месяцев», – поясняют в компании. Для того же, чтобы все-таки смягчить падение продаж, целесообразней было бы рассмотреть возможность возобновления программы льготного автокредитования или содействия банков, работающих с автокредитами, добавляет Литвиненко. Другими возможными мерами помощи авторынку, замечает он, могут быть инициативы, направленные на снижение транспортного налога, возможность использования материнского капитала для приобретения автомобилей, увеличение госзакупок производимых в России автомобилей.

В случае принятия озвученных мер отрасль смогла бы восстановиться в течение пяти лет и выйти на показатели 2012 года с объемом продаж в 2,8 млн автомобилей – резюмируют в PwC.

Сейчас любая мера поддержки будет эффективной как со стороны государства, так и со стороны производителей, полагает зампредправления «АвтоСпецЦентр» Валерий Макаев. 

По словам начальника управления «Фридом Финанс» Георгия Ващенко, «нижнюю точку продаж, вероятно, мы увидем в 2016 году, поскольку производители и дальше будут оптимизировать производство и продажи под новые экономические условия».  «В условиях рецессии потребители все чаще будут экономить, а значит, обеспечить приемлемую стоимость продукции смогут бренды, которые добьются максимальной локализации», – уверяет аналитик «Финам» Анатолий Вакуленко.

Безусловно указанные меры являются эффективными, рассуждает операционный директор «Авилон автомобильная группа» Вагиф Бикулов, но лишь в стратегической перспективе. «На результаты 2015 года они повлиять не успеют», - сообщает он. Тем не менее, уточняет эксперт, уже сейчас автопроизводителям необходимо разрабатывать свои стратегии развития.   

Ожидаемые меры господдержки вряд ли будут эффективны – предполагает руководитель аналитического департамента AForex Артем Деев. «Использование материнского капитала и развитие программ утилизации не смогут в должной мере стимулировать спрос на новые автомобили в условиях высоких кредитных ставок у банков, делающих автокредиты в принципе невыгодными для населения», – говорит он.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1084
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1725
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1577
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2958

Другие новости