Министр финансов Антон Силуанов нашел новый повод повысить пенсионный возраст. Фото РИА Новости
Правительство ищет, как и на ком можно антикризисно сэкономить при выплате пенсий. Минфин опять поднял вопрос о повышении пенсионного возраста – до 63 лет для мужчин и женщин. Мера непопулярная, но без нее не сделать пенсионную систему самодостаточной к 2025 году, поясняет глава ведомства Антон Силуанов. А Минтруд предлагает ограничить выплату пенсий работающим пенсионерам с зарплатой от 1 млн руб. в год. Такие брожения правительственных умов могут показаться странными, ведь в России уже проведена пенсионная реформа, которая, как уверяли ее авторы, наконец-то решит все застарелые проблемы пенсионной системы. Однако удивляться не стоит, считают эксперты: реформа не только не решила старые проблемы, но и добавила новых.
Экономический кризис возвращает в повестку дня вопросы, обсуждение которых считалось в правительстве моветоном. В конце минувшей недели министр финансов Антон Силуанов в интервью агентству Bloomberg заявил, что к 2025 году российская пенсионная система должна стать самодостаточной, но для этого нужно поднять пенсионный возраст для мужчин и женщин до 63 лет. По его словам, сейчас на поддержку пенсионной системы уходит около 4% ВВП.
«Делать все по-старому уже не получится. Важно понять, что наличие возможностей и ресурсов для социальной помощи наиболее уязвимым и нуждающимся в госпомощи людям зависит от того, удалось ли прежде добиться экономического роста», – цитирует министра Bloomberg. Силуанов уточнил, что обсуждаемое повышение пенсионного возраста коснется только будущих пенсионеров.
Также он добавил, что в любом случае это вопрос дискуссионный. Напомним, в 2007 году президент Владимир Путин запретил обсуждать повышение пенсионного возраста в России. «В обозримом будущем», как он тогда говорил, в этом нет объективной необходимости. А в 2011 году Путин уточнил, о каком именно обозримом будущем идет речь: правительство может вернуться к обсуждению спорной меры через пять лет, то есть ближе к весне 2016-го.
Минфин решил подготовиться заранее и назвал конкретные параметры: отменить выплату базовой части пенсии работающим пенсионерам и начать постепенно, по полгода, поднимать пенсионный возраст, доведя его до 63 лет с нынешних 55 для женщин и 60 для мужчин. Как считает Силуанов, необходимость этой меры обусловлена не только дефицитом пенсионной системы, но и экономическими и демографическими вызовами. А все аргументы «против», которые высказывались раньше, сейчас не актуальны.
«Демографическая ситуация, продолжительность жизни продемонстрировали в итоге гораздо более позитивную динамику. И получается, что пенсионеров в будущем будет больше, а работающих и платящих налоги нет, – пояснил министр. – Впереди нас ждут проблемы с «демографической ямой»: количество квалифицированных трудовых ресурсов сокращается, надо продлить экономическую активность де-факто последнего «рабочего» поколения. У нас рабочих рук мало, поэтому важно говорить и о структурных реформах на рынке труда, где очевидны негативные для экономики перекосы».
Правда, пока не все в правительстве готовы публично поддержать предложение Минфина. Пресс-секретарь вице-премьера Ольги Голодец Алексей Левченко сообщил РИА Новости, что правительство не планирует повышать пенсионный возраст в рамках антикризисных мер: «Таких предложений нет в антикризисных мерах, и они не готовятся».
Однако это не значит, что кабинет министров не ищет самые разнообразные варианты экономии на пенсионных выплатах. Например, в субботу, выступая на съезде Федерации независимых профсоюзов, глава Минтруда Максим Топилин рассказал, что ведомство обдумывает возможные ограничения выплаты пенсий работающим пенсионерам, но не всем, а только тем, у которых высокие зарплаты. «Например, миллион в год хотя бы», – назвал Топилин тот уровень, с которого можно вводить ограничения. То есть около 83 тыс. руб. в месяц.
Такие разговоры удивляют, ведь в стране проведена пенсионная реформа, которая, как уверяли ее авторы, содержит только полезные новации: внедрена балльная система, позволяющая гражданам увеличить пенсию, созданы стимулы для более позднего выхода граждан на пенсию, а значит, в новой реформе учтены и демографические, и экономические вызовы. Почему же Минфин опять хочет директивно повысить пенсионный возраст? Значит ли это, что пенсионная реформа на самом деле провалилась или что она не решила старых проблем, а только их усугубила?
Министр труда Максим Топилин обнаружил среди пенсионеров миллионеров.
Фото с официального сайта правительства РФ |
«Балльная пенсионная реформа – бесполезное запутывание системы», – считает первый зампред думского комитета по бюджету Оксана Дмитриева. Рублевые обязательства государства перед пенсионерами были конвертированы в условные баллы, стоимость которых ежегодно меняется в зависимости от экономической ситуации. Сначала многие эксперты опасались, что эта конвертация полностью развязывает руки властям и дает им возможность менять стоимость балла как в большую, так и в меньшую сторону. И граждане по количеству баллов могли ничего не потерять, но по рублевому эквиваленту лишиться большей части пенсии.
Затем ситуация несколько прояснилась: в Законе «О страховых пенсиях» прописано, что стоимость балла должна ежегодно увеличиваться не менее чем на индекс роста потребительских цен прошлого года.
Чтобы выяснить стоимость балла, надо сложить страховые взносы, поступившие в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) для выплаты страховых пенсий, а также трансферты из федерального бюджета и разделить сумму на количество индивидуальных баллов всех получателей страховой пенсии на данный момент.
Что делать, если страховых взносов в бюджет ПФР в этом году поступило меньше, чем в прошлом? Теоретически нужно увеличить трансферт из федерального бюджета. Но Минфин, естественно, делать этого не хочет и ищет всевозможные способы снять с бюджета ответственность за выплату пенсий.
«В этом случае начинаются сложные расчеты между Пенсионным фондом и федеральным бюджетом. Это непрофессионализм разработчиков – выяснение дотаций между двумя бюджетами включено в расчет пенсий каждого конкретного человека», – говорит Дмитриева.
Более того, новая пенсионная формула не стимулирует не только дольше работать, но и выходить из неформального сектора. Свои расчеты этого парадокса Дмитриева уже приводила ранее: «Представим, что человек работал постоянно до пенсионного возраста, у него стаж 30 лет. А другой, его ровесник, работал 20 лет до наступления пенсионного возраста и 10 лет после пенсионного возраста. У того, кто работал 20 лет до наступления пенсионного возраста, а 10 лет – после, пенсия будет в два с лишним раза больше, чем у того, кто работал все 30 лет в трудоспособном возрасте. Формула дестимулирует людей работать нормально, за хорошую зарплату, платить взносы в трудоспособном возрасте».
Одновременно с этим формула, как замечает Дмитриева, уже сейчас дискриминирует работающих пенсионеров, для них учитываются далеко не все страховые взносы с их зарплат, поэтому идея Минтруда дополнительно что-то ограничить тоже кажется странной.
Как бы то ни было – с новой формулой или без нее, – но повышение пенсионного возраста не снижает нагрузку на бюджет, предупреждает Дмитриева. Во-первых, повышение будет скорее всего поэтапным, а значит, эффект экономии будет размазан по годам. Во-вторых, есть ограничения рынка труда, и экономия на пенсионерах обернется увеличением расходов на пособия по безработице для молодежи. «Когда страны Южной Европы повысили пенсионный возраст, безработица среди молодежи достигла 50%. То есть это призрачная экономия. И большой вопрос, когда она будет достигнута», – говорит депутат.
Дмитриева предупредила: когда продолжительность жизни в стране низкая, а заболеваемость высокая, увеличение пенсионного возраста приводит также к более частому оформлению гражданами инвалидности. Наконец, добавим, безработица может вырасти не только среди молодежи: далеко не каждый работодатель приветствует пожилых граждан.