0
9920
Газета Экономика Интернет-версия

05.02.2015 00:01:00

Областные электрички доехали до Кремля

Тэги: электрички, ржд, пригородное сообщение, путин, дворкович, ндс


электрички, ржд, пригородное сообщение, путин, дворкович, ндс Жертвами разногласий железнодорожников и местных администраций становятся простые граждане. Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)

Скандал с отменой пригородных электричек в регионах стал главной темой вчерашнего совещания Владимира Путина с членами правительства. «Вы что, с ума сошли, что ли? Это несерьезный подход, это же касается тысяч людей», – возмущался вчера президент ликвидацией пригородного сообщения в российских областях. Граждане тоже недоумевают – какую же пользу получает страна от разрушения собственной транспортной инфраструктуры? Президент поручил министрам немедленно восстановить движение электричек. А вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что электрички все же можно отменять, если по близкому маршруту могут проехать автобусы.

Вчера Путин обсуждал с министрами пригородное железнодорожное сообщение, подготовку строительства Керченского моста в Крым и начало работы Института проектного финансирования. Самым эмоциональным оказался первый вопрос – об отмене пригородных электричек, которая принимает в регионах массовый характер. Сообщения о полной или частичной ликвидации пригородных маршрутов идут из Амурской, Псковской, Тульской, Курской, Брянской, Смоленской, Калужской, Орловской и Тверской областей.

Президент в среду потребовал от правительства немедленно восстановить пригородное сообщение, а уже потом заняться вопросами, связанными с поиском дополнительных финансовых ресурсов. «Железнодорожное сообщение пригородное должно быть восстановлено немедленно с гарантиями соответствующими по решению проблемы», – сказал Путин на совещании с правительством. Он подчеркнул, что движение необходимо восстановить, не дожидаясь формальностей, в том числе «провода через парламент или решения правительства».

«Вот вы сейчас предложили набор мер. А что, раньше этого нельзя было сделать? Правительство чем занималось, когда вводило соответствующие нормативы, когда поддержало изменение взаимоотношений между регионами и РЖД?» – поинтересовался глава государства.

Тем не менее правительство настаивает на ликвидации части электричек. «Мы исходим из того, что подавляющее большинство маршрутов должно быть восстановлено и сохранено. Отмена может быть только по тем направлениям, где альтернатива реальна: есть хорошая дорога, хорошее автобусное сообщение, время перевозки автобусами достаточно короткое», – сказал  Дворкович.

Для решения проблем правительство выдвигает несколько предложений. Первое – снижение НДС в пригородном сообщении до 10%, что предполагается в антикризисном плане правительства. «Этот законопроект будет внесен уже в феврале и должен быть принят быстро Государственной думой, что позволит сохранить деньги на пригородное сообщение», – обнадежил вице-премьер. Кроме того, предлагается снижение  льготной ставки платы за инфраструктуру с 25 до 1%. Для компенсации такого шага потребуются дополнительные средства из федерального бюджета – примерно 6–8 млрд руб.

Независимые эксперты признают, что отмена электричек – это настоящая деградация транспортной инфраструктуры, о развитии которой так любят рассуждать чиновники. «Отмена пригородных поездов, безусловно, сокращает транспортную инфраструктуру страны и провоцирует увеличение нагрузки на другие виды транспорта», – говорит главный аналитик UFS IC Алексей Козлов. Там, где затраты не окупаются из-за недостаточной наполняемости электричек, нужно решать конкретные проблемы финансирования. «Для примера – можно сокращать количество вагонов в составе, увеличивать интервалы движения поездов, однако отказаться полностью от пригородного железнодорожного транспорта невозможно, поскольку электрички являются частью все транспортной инфраструктуры страны», – говорит Козлов. По его словам, РЖД не исчерпали потенциал снижения затрат, в том числе и за счет оптимизации расходов на управленческий аппарат. «Высокая себестоимость пригородных поездов складывается из расходов не только на поддержание подвижного состава и оплаты труда железнодорожников, но и из стоимости обслуживания путей и расходов на содержание управленческого аппарата», – напоминает эксперт.

«Вопрос организации пригородного движения – это тест на организаторские способности для губернаторов и федерального Центра. Во многих регионах результат оказался отрицательным», – говорит замгендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук. По его словам, основной объем господдержки пригородных перевозок должен идти на социально значимые маршруты, для которых должен быть создан специальный федеральный реестр.

«Отмена электричек там, где они являются безальтернативным средством транспорта, – это признак деградации не столько транспортной системы, сколько самих регионов», – считает директор по инвестициям QB Finance Дмитрий Лепешкин. Электрички отменяются в основном не по причине отсутствия спроса, а из-за неналаженных отношений между региональными властями, РЖД и пригородными компаниями, считает эксперт. «Ситуация становится критической, поскольку еще в прошлом году было отменено более 360 электричек по всей стране. И эта тенденция требует вмешательства федеральных властей», – считает эксперт. По его словам, в условиях транспортной монополии компании могут устанавливать какую угодно стоимость проезда. И уже сейчас цена билета часто не по карману гражданам, что только усугубляет положение транспортных компаний. «Для решения этой проблемы нужны строгий контроль за деятельностью транспортных компаний и РЖД со стороны государства и выстроенная политика субсидирования по тем направлениям, где это необходимо», – считает Дмитрий Лепешкин.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
970
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1141
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1587
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1286

Другие новости