0
16822
Газета Экономика Интернет-версия

20.01.2015 00:01:00

Москва дистанцируется от китайского проекта нового Шелкового пути

Тэги: китай, мвф, абии, атэс, транссиб, инфраструктура, шелковый путь, евразэс, таджикистан


китай, мвф, абии, атэс, транссиб, инфраструктура, шелковый путь, евразэс, таджикистан Россия не торопится занимать место среди основателей АБИИ. Фото Reuters

В конце 2015 года должен начать работу Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), который создается по инициативе Китая в качестве альтернативы американским и японским банковским структурам. В составе учредителей нового банка – Индия, Казахстан, Монголия, Саудовская Аравия, Узбекистан и Таджикистан – всего 25 стран. Однако Россия в работе АБИИ – несмотря на заинтересованность в инфраструктурных инвестициях – пока не участвует. Эксперты объясняют этот факт настороженным отношением Москвы к китайскому проекту нового Шелкового пути, который многие посчитали альтернативой интеграционным планам Евразийского экономического союза Владимира Путина.

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций продолжает расширяться за счет соседей России. На прошлой неделе в список стран – основателей банка вошел Таджикистан, сообщила китайская газета «Жэньминь жибао». В создании АБИИ, инициированного Китаем, участвуют 25 стран, в том числе Индия, Казахстан, Узбекистан, Монголия, Саудовская Аравия, Вьетнам, Бангладеш, Бруней, Камбоджа и Новая Зеландия.

Соглашение об основании банка было заключено в октябре прошлого года. Ожидается, что летом 2015 года будут подписаны необходимые документы, а в конце года банк начнет работу.

Отметим, что Россия к этому проекту ранее проявляла крайне сдержанный интерес. «Изучаем пока, очень интересно, но мало информации. Нам пока не предлагали, но мы и не рассматриваем вопрос вхождения в этот банк. Он нацелен, из той информации, которая у нас есть, только на регион Юго-Восточной Азии», – сообщал в июне прошлого года замминистра финансов Дмитрий Панкин.

АБИИ, уставной капитал которого 100 млрд долл., задумывался Китаем как альтернатива Всемирному банку, Международному валютному фонду и Азиатскому банку развития, ключевую роль в котором играет Токио.

Целью нового банка должно стать финансирование инфраструктурных проектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), главный из которых, пожалуй, – экономический пояс вдоль так называемого нового Шелкового пути.

Отметим, что ранее в Китае скорее противопоставляли планы по созданию Шелкового пути и проект Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС). «Идея России относительно развития Евразийского союза нацелена на сохранение лидирующей позиции страны на постсоветском пространстве. Это объединение главным образом предполагает союз бывших советских республик», – писала в октябре 2013 года «Жэньминь жибао» (см. «НГ» от 14.10.13). В то же время китайский «Экономический пояс Шелкового пути» – всесторонний проект, который распространяется на восток, запад, север и юг; если он получит развитие, это принесет выгоду примерно 3 млрд человек, замечали китайцы. В рамках идеи экономического пояса можно создать евразийскую экономическую зону, которая будет включать Китай, Центральную Азию и Европу, сообщала газета.

«Концепция нового Шелкового пути сначала вызвала настороженность многих китаеведов. Но переговоры Владимира Путина в Пекине, казалось бы, сняли эту настороженность», – говорит профессор Российского университета дружбы народов Юрий Тавровский.

Действительно, многие эксперты посчитали, что интеграционные планы России на пространстве бывшего СССР могут оказаться конкурентами китайской концепции нового Шелкового пути. Однако в российско-китайском заявлении «о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия» в мае прошлого года впервые появилось официальное признание Москвой экономической экспансии Пекина на постсоветском пространстве.

«Россия считает важной инициативу Китая по формированию «Экономического пояса Шелкового пути» и высоко оценивает готовность китайской стороны учитывать российские интересы в ходе ее разработки и реализации. Стороны продолжат поиск путей возможного сопряжения проекта «Экономического пояса Шелкового пути» и создаваемого Евразийского экономического союза. В этих целях они намерены и дальше углублять сотрудничество между компетентными ведомствами двух стран, в том числе для осуществления совместных проектов по развитию транспортного сообщения и инфраструктуры в регионе», – говорится в совместном заявлении. Заметим, однако, что речь идет лишь о «поиске путей возможного сопряжения» двух интеграционных проектов.

При этом новый Шелковый путь, согласно китайскому проекту, должен пройти в обход России (за исключением крымских портов – и это отдельная дипломатическая проблема). Очевидно, поэтому Китай не спешит приглашать Россию к участию в АБИИ.

«Для Китая прежде всего важно обеспечить участие тех стран, через которые пролегают проекты нового Шелкового пути, морского и континентального, – пояснил «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер. – Россия, в свою очередь, не рвется в АБИИ, потому что у нее хватает собственных проблем. Возможно, сейчас не лучшее время для участия в масштабных проектах по развитию этого региона. Кроме того, сама деятельность этого банка требует более ясного и детального определения».

При этом высказываются мнения, что китайский мегапроект может бесповоротно задвинуть на вторые роли российские Транссиб и Севморпуть в качестве евразийских транзитных коммуникаций (см. «НГ» от 7.11.14).

Впрочем, с этим согласны не все эксперты. «Проекты нового Шелкового пути – это полезные и важные для нас начинания, они будут способствовать развитию экономических отношений между странами АТР и ЕврАзЭС. Морской путь можно было бы также использовать для развития наших тихоокеанских портов. Участие России в АБИИ   было бы нам только полезно. Его средства могли бы пойти на модернизацию Транссиба, расширение БАМа, обновление морской инфраструктуры, – говорит замдиректора Российского центра исследований АТЭС РАНХиГС Глеб Ивашенцов. – Так что трудно объяснить, почему Россия до сих пор не проявила интереса к этому проекту». 

В Минэкономразвития «НГ» сообщили, что Россия продолжает «мониторинг» данной инициативы. «Окончательное решение о присоединении России к деятельности АБИИ, равно как и других многосторонних региональных банков развития, должно приниматься с учетом всего комплекса долгосрочных интересов России политико-стратегического характера, общеэкономического эффекта, возможностей использования потенциала каждого такого банка в интересах страны», – пояснили в пресс-службе ведомства. В министерстве отмечают, что членство страны в подобных структурах предоставляет ее компаниям доступ к конкурсам на получение заказов в рамках финансируемых банками проектов. В то же время в Минэкономразвития указали на то, что на данный момент в составе потенциальных участников АБИИ отсутствует ряд крупнейших экономик АТР, а также развитые государства, которые могли бы присоединиться к банку в качестве нерегиональных членов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
919
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1143
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1045
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1037

Другие новости