Россия не торопится занимать место среди основателей АБИИ. Фото Reuters
В конце 2015 года должен начать работу Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), который создается по инициативе Китая в качестве альтернативы американским и японским банковским структурам. В составе учредителей нового банка – Индия, Казахстан, Монголия, Саудовская Аравия, Узбекистан и Таджикистан – всего 25 стран. Однако Россия в работе АБИИ – несмотря на заинтересованность в инфраструктурных инвестициях – пока не участвует. Эксперты объясняют этот факт настороженным отношением Москвы к китайскому проекту нового Шелкового пути, который многие посчитали альтернативой интеграционным планам Евразийского экономического союза Владимира Путина.
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций продолжает расширяться за счет соседей России. На прошлой неделе в список стран – основателей банка вошел Таджикистан, сообщила китайская газета «Жэньминь жибао». В создании АБИИ, инициированного Китаем, участвуют 25 стран, в том числе Индия, Казахстан, Узбекистан, Монголия, Саудовская Аравия, Вьетнам, Бангладеш, Бруней, Камбоджа и Новая Зеландия.
Соглашение об основании банка было заключено в октябре прошлого года. Ожидается, что летом 2015 года будут подписаны необходимые документы, а в конце года банк начнет работу.
Отметим, что Россия к этому проекту ранее проявляла крайне сдержанный интерес. «Изучаем пока, очень интересно, но мало информации. Нам пока не предлагали, но мы и не рассматриваем вопрос вхождения в этот банк. Он нацелен, из той информации, которая у нас есть, только на регион Юго-Восточной Азии», – сообщал в июне прошлого года замминистра финансов Дмитрий Панкин.
АБИИ, уставной капитал которого 100 млрд долл., задумывался Китаем как альтернатива Всемирному банку, Международному валютному фонду и Азиатскому банку развития, ключевую роль в котором играет Токио.
Целью нового банка должно стать финансирование инфраструктурных проектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), главный из которых, пожалуй, – экономический пояс вдоль так называемого нового Шелкового пути.
Отметим, что ранее в Китае скорее противопоставляли планы по созданию Шелкового пути и проект Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС). «Идея России относительно развития Евразийского союза нацелена на сохранение лидирующей позиции страны на постсоветском пространстве. Это объединение главным образом предполагает союз бывших советских республик», – писала в октябре 2013 года «Жэньминь жибао» (см. «НГ» от 14.10.13). В то же время китайский «Экономический пояс Шелкового пути» – всесторонний проект, который распространяется на восток, запад, север и юг; если он получит развитие, это принесет выгоду примерно 3 млрд человек, замечали китайцы. В рамках идеи экономического пояса можно создать евразийскую экономическую зону, которая будет включать Китай, Центральную Азию и Европу, сообщала газета.
«Концепция нового Шелкового пути сначала вызвала настороженность многих китаеведов. Но переговоры Владимира Путина в Пекине, казалось бы, сняли эту настороженность», – говорит профессор Российского университета дружбы народов Юрий Тавровский.
Действительно, многие эксперты посчитали, что интеграционные планы России на пространстве бывшего СССР могут оказаться конкурентами китайской концепции нового Шелкового пути. Однако в российско-китайском заявлении «о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия» в мае прошлого года впервые появилось официальное признание Москвой экономической экспансии Пекина на постсоветском пространстве.
«Россия считает важной инициативу Китая по формированию «Экономического пояса Шелкового пути» и высоко оценивает готовность китайской стороны учитывать российские интересы в ходе ее разработки и реализации. Стороны продолжат поиск путей возможного сопряжения проекта «Экономического пояса Шелкового пути» и создаваемого Евразийского экономического союза. В этих целях они намерены и дальше углублять сотрудничество между компетентными ведомствами двух стран, в том числе для осуществления совместных проектов по развитию транспортного сообщения и инфраструктуры в регионе», – говорится в совместном заявлении. Заметим, однако, что речь идет лишь о «поиске путей возможного сопряжения» двух интеграционных проектов.
При этом новый Шелковый путь, согласно китайскому проекту, должен пройти в обход России (за исключением крымских портов – и это отдельная дипломатическая проблема). Очевидно, поэтому Китай не спешит приглашать Россию к участию в АБИИ.
«Для Китая прежде всего важно обеспечить участие тех стран, через которые пролегают проекты нового Шелкового пути, морского и континентального, – пояснил «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер. – Россия, в свою очередь, не рвется в АБИИ, потому что у нее хватает собственных проблем. Возможно, сейчас не лучшее время для участия в масштабных проектах по развитию этого региона. Кроме того, сама деятельность этого банка требует более ясного и детального определения».
При этом высказываются мнения, что китайский мегапроект может бесповоротно задвинуть на вторые роли российские Транссиб и Севморпуть в качестве евразийских транзитных коммуникаций (см. «НГ» от 7.11.14).
Впрочем, с этим согласны не все эксперты. «Проекты нового Шелкового пути – это полезные и важные для нас начинания, они будут способствовать развитию экономических отношений между странами АТР и ЕврАзЭС. Морской путь можно было бы также использовать для развития наших тихоокеанских портов. Участие России в АБИИ было бы нам только полезно. Его средства могли бы пойти на модернизацию Транссиба, расширение БАМа, обновление морской инфраструктуры, – говорит замдиректора Российского центра исследований АТЭС РАНХиГС Глеб Ивашенцов. – Так что трудно объяснить, почему Россия до сих пор не проявила интереса к этому проекту».
В Минэкономразвития «НГ» сообщили, что Россия продолжает «мониторинг» данной инициативы. «Окончательное решение о присоединении России к деятельности АБИИ, равно как и других многосторонних региональных банков развития, должно приниматься с учетом всего комплекса долгосрочных интересов России политико-стратегического характера, общеэкономического эффекта, возможностей использования потенциала каждого такого банка в интересах страны», – пояснили в пресс-службе ведомства. В министерстве отмечают, что членство страны в подобных структурах предоставляет ее компаниям доступ к конкурсам на получение заказов в рамках финансируемых банками проектов. В то же время в Минэкономразвития указали на то, что на данный момент в составе потенциальных участников АБИИ отсутствует ряд крупнейших экономик АТР, а также развитые государства, которые могли бы присоединиться к банку в качестве нерегиональных членов.