Кредитный рейтинг страны может быть пересмотрен аналитиками Fitch Rating в случае отмены западных санкций. Фото Reuters
Вероятность дефолта российского правительства в средне- и долгосрочной перспективе выросла и продолжает увеличиваться, считают в рейтинговом агентстве Fitch, которое понизило кредитный рейтинг России до «предмусорного» уровня в прошлую пятницу. Российские экономисты уверены, что дефолт правительства возможен только в случае цепочки ошибочных действий властей – и не ранее, чем через два года.
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings в ночь на субботу снизило долгосрочные рейтинги дефолта РФ в национальной и иностранной валютах с показателя «BBB» до «BBB–» – то есть до последней ступени инвестиционного уровня. Более низкие ступени относятся уже к так называемому спекулятивному уровню, где показатель кредитоспособности страны существенно ниже. Прогноз по российскому рейтингу в Fitch назвали «негативным». Понижение российского рейтинга связано с резким ухудшением перспектив экономического развития страны по сравнению с серединой 2014 года на фоне падения цен на нефть, снижения курса рубля и роста процентных ставок. «Санкции Запада, введенные в марте 2014 года, продолжают оказывать давление на экономику, блокируя доступ российских компаний и банков к внешнему рынку капитала», – сообщают в агентстве.
Эксперты Fitch прогнозируют, что в новом году российский ВВП сократится на 4%, в то время как ранее предполагалось, что снижение составит 1,5%. При этом рост экономики России возобновится не ранее 2017 года. Инфляция же по итогам 2015 года составит 8,5%, заявляют в Fitch.
«Международные резервы РФ сократились сильнее, чем мы прогнозировали, и они продолжают снижаться. Ускоренный переход к плавающему валютному курсу приостановил сокращение резервов, однако в конце прошлого года их объем составлял менее 390 млрд долл. – то есть более чем на 120 млрд долл. меньше, чем в конце 2013 года, и хуже наших предыдущих прогнозов», – отмечают аналитики. Обесценивание рубля, волатильность на фондовом рынке и резкий подъем ставок с 10 до 17% нанесли серьезный удар по банковскому сектору. Однако российские власти предприняли своевременные меры для поддержки финансового сектора, уверены аналитики Fitch.
В случае снижения напряженности в отношениях РФ с международным сообществом, которое повлечет за собой снятие санкций и возобновление доступа российских организаций к международным рынкам капитала, прогноз рейтинга может быть пересмотрен с «негативного» на «стабильный». Улучшить прогноз Fitch можно также и в случае устойчивого восстановления цен на нефть в сочетании с уменьшением макроэкономических и финансовых факторов стресса.
В Москве новость о снижении рейтинга восприняли без особой радости. «Мы давно уже убедились, что рейтинги во многом имеют политическую составляющую. Зачастую они используются как средство давления на экономику и политику страны», – заявил зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Шатиров передает радио «Эхо Москвы». По его мнению, экономика России достаточно сбалансирована и имеет мощнейшие накопленные резервы, в том числе золотовалютные.
В октябре 2014 года международное рейтинговое агентство Moody’s понизило суверенный рейтинг России до уровня «Ваа2» с негативным прогнозом. Еще ранее рейтинг страны понизили в агентстве Standard & Poor’s (S&P) до уровня «ВВВ–». При этом ряд экспертов, опрошенных информагентством Bloomberg, не исключают возможности его дальнейшего снижения уже к марту или апрелю. Уровень «ВВВ–» у S&P является последней ступенью рейтингов инвестиционного уровня, и в случае его снижения хотя бы на одну ступень он перестает считаться инвестиционным и становится «мусорным». В этом случае, предрекают ряд экономистов, многие крупные инвестфонды, не имеющие права держать в своем портфеле ценные бумаги стран с низким рейтингом, начнут продавать российские акции и облигации.
По данным Bloomberg, стоимость страховки от невыплаты по российским гособлигациям возросла с начала года на 92 базисных пункта – до 568 базисных пунктов. В результате, резюмируют в информагентстве, РФ вошла в пятерку стран с высокой вероятностью дефолта, обогнав такие страны, как Ливан, Египет и Португалию.
Ранее о возможности дефолта высказывался и американский финансист Джордж Сорос. Так, в своей статье для журнала New York Review of Books он отмечал, что санкции в совокупности с падением цен на нефть нанесли российской экономике гораздо больший ущерб, чем тот, который ожидали США и Евросоюз, и привели к финансовому кризису, сравнимому с кризисом 1998 года. «Однако в отличие от 1998 года большая часть российского долга находится в частном секторе. Не будет удивительно, если этот кризис приведет к дефолту в России», – цитирует Сороса РИА Новости. Российский же дефолт, по его мнению, может вызвать спад в мировой финансовой системе, и особо уязвимой при этом станет зона евро.
Российский дефолт еще в начале декабря прогнозировали и аналитики датского Saxo Bank. «Российскую экономику ожидает мощнейшая буря, которая может привести к тому, что либо государственные компании, либо само правительство начнут выборочно объявлять дефолт», – заявлял главный экономист Saxo Bank Стин Якобсен. Экономика РФ двигалась в рецессию и увеличивала дефицит текущего баланса еще до введения санкций, резкого падения цен на нефть и конфликта с Украиной, который стал причиной напряженности в отношениях России с США и Евросоюзом, напоминает он. Однако ухудшение внешних условий усугубило внутренние проблемы РФ, которые теперь приобрели почти критический характер, ярким подтверждением которого стало резкое падение рубля, подчеркивает экономист Saxo Bank.
В период с 2014 года по конец 2015 года российским компаниям предстоит выплатить более 120 млрд долл. по внешним долгам. И хотя валютные запасы РФ составляют 400 млрд долл., они могут помочь России лишь выиграть немного времени. «Закон Роттенберга» (компенсации из бюджета российским бизнесменам их потерь в связи с санкциями Запада. – «НГ»), интервенции для поддержания курса рубля, грядущий дефицит текущего баланса, крупный дефицит бюджета и почти полное ограничение доступа к внешним рынкам капитала означают, что эти 400 млрд долл. могут превратиться в сумму, достаточную лишь для покрытия мелких расходов», – заключает Якобсен.
С таким мнением не согласен советник Института современного развития Никита Масленников. По его словам, суверенный дефолт в России просто невозможен. «При таком уровне госдолга и золотовалютных запасов дефолт РФ не грозит», – считает он.
Угроза в другом. «И рейтинговые агентства, и финансовые аналитики знают, что в России более 50% ВВП создается в госсекторе, и у них возникает резонный вопрос: если у госкомпаний хотя бы гипотетически возникнут какие-либо проблемы, кто будет за них отвечать?» – рассуждает он. Очевидно, что таким гарантом для них будет выступать государство.
Тем не менее, рассуждает замдиректора Центра исследования экономической политики МГУ Юрий Данилов, исключать возможность наступления дефолта в России также нельзя. «Если государство в дальнейшем будет проводить неэффективную экономическую политику, то есть делать все для того, чтобы прийти к дефолту, он вполне может наступить через два года», – резюмирует эксперт.