Антон Силуанов ищет ресурсы для оптимизации расходов. Фото РИА Новости
Минфин готовится к секвестру бюджета на ближайшую трехлетку. Как заявил в пятницу глава ведомства Антон Силуанов, в министерстве уже сократили лимиты бюджетных расходов на 10% и собираются утвердить это сокращение в Госдуме. Однако для балансировки бюджета 10-процентного секвестра будет недостаточно, и в Минфине допускают более значительное урезание госрасходов.
«У нас есть предложения, какие дальше необходимо предпринять меры. В начале следующего года их надо будет обсудить и определиться, что мы делаем – идем на дальнейшую оптимизацию, консолидацию бюджета либо на использование в больших объемах Резервного фонда», – цитирует Силуанова Интерфакс.
«Мы в следующем году будем предлагать определиться более жестко по приоритетам, и часть расходов все-таки оптимизировать, оставить основные», – сказал Силуанов днем ранее в Совете Федерации. «Социальные мы вообще не будем трогать», – передает слова министра РИА Новости.
По его мнению, необходимо сократить расходы на оборону, которые составляют более 30% бюджета. «Я считаю как экономист, что треть – это высокая планка. Необходимо перераспределять, переструктурировать расходы в пользу инфраструктуры, образования и так далее. Тяжело нести такие военные расходы. Поэтому здесь нужно говорить об оптимизации численности, особенно правоохранительных органов, и там большой резерв», – отметил Силуанов.
Министр уточнил, что в следующем году принимать решения по бюджету придется часто – «будем ориентироваться на текущую ситуацию». В Минфине рассчитывают выйти на бездефицитный бюджет к 2017 году при цене нефти 70 долл. за баррель. В следующем же году, по оценкам ведомства, дефицит будет значительно выше запланированных в бюджете 0,6% ВВП. Есть риск, что он достигнет 3% ВВП с учетом снижения роста эконимики на 4%, заявил Силуанов.
Между тем глава Счетной палаты Татьяна Голикова раскритиковала намерение Минфина сократить расходы. «Я не являюсь сторонником пересмотра бюджета в первом квартале. Обязательно нужно дождаться результатов 2014 года и, извините, не пороть горячку. Традиционно в конце года мы получаем дополнительные доходы», – заявила Голикова в пятницу.
При этом не исключено, что в самой Счетной палате (СП) своего рода оптимизация в следующем году все же произойдет. В ноябре были приняты поправки в Федеральный закон «О Счетной палате РФ», отменяющие 20-процентную надбавку к окладам инспекторов СП.
В то же время в «Газпроме», наоборот, ограничивать рост зарплаты работников не собираются. Глава компании Алексей Миллер подписал приказ об индексации зарплаты сотрудников с 1 января 2015 года. Размер индексации не уточняется, однако, как сообщает РИА Новости, ранее председатель профсоюза «Газпрома» Владимир Ковальчук обратился к Миллеру с предложением провести индексацию в соответствии с прогнозируемым повышением индекса потребительских цен. При этом последний прогноз Минэкономразвития по среднегодовой инфляции на 2015 год составляет 9,4%. Теоретически решение об индексации в «Газпроме» может стать ориентиром и для чиновников.
Татьяна Голикова считает пересмотр бюджета преждевременным. Фото с официального сайта правительства РФ |
Но директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев полагает, что сокращение расходов на госаппарат не исключено и оно могло бы пройти практически безболезненно. «Депутатам Госдумы значительно подняли зарплаты осенью, и небольшое уменьшение сейчас оказалось бы для них малоощутимым», – говорит эксперт.
В то же время, по мнению Николаева, урезать социальные статьи некуда. «Как известно, бюджетные расходы на здравоохранение сокращаются более чем на 20%. Власти надеются, что за счет страховых взносов общего снижения финансирования не будет. Но они забывают, что во время кризиса объем страховых взносов тоже уменьшается, – предупреждает Николаев. – Надеюсь, Минфин продемонстрирует понимание того, что и как резать, и по крайней мере не тронет социальные статьи». В то же время, по словам эксперта, сократить расходы на оборону было бы логично. Он также полагает, что придется урезать инвестиционные расходы. «Их нельзя уменьшать, но когда встает выбор между инвестиционными и социальными, придется сокращать инвестиции. Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности также могут быть снижены», – говорит Николаев, отмечая, что секвестр – это шанс пересмотреть приоритеты бюджета, и поэтому он должен быть дифференцированным.
«Надеюсь, Минфин приступит к реализации старого плана и займется тщательным пересмотром госпрограмм, – говорит советник Института современного развития Никита Масленников. – Далеко не во всех программах убедительно доказана необходимость заявленных расходов, не все они прошли независимую экспертизу. Часто избыточные расходы составляют до 15–20%. В первую очередь это касается инфраструктурных статей, транспорта, дорожного строительства – нельзя замораживать проекты, но нужно их пересчитать и переоценить». Зато заморозка зарплат чиновников, по мнению Масленникова, была бы в следующем году не только логичным, но и этичным шагом. «Всем остальным бюджетникам зарплата индексируется значительно ниже инфляции. А в целом граждане на повышение зарплаты и не надеются. Примерно пятая часть предприятий, согласно опросам, даже готова начать снижение», – говорит эксперт.