В Пекине внимательно следят за ситуацией на российском валютном рынке. Фото Reuters
Надежды Кремля использовать рубль в международной торговле и тем самым ослабить влияние доллара могут не оправдаться. Вчера китайские экономисты назвали рубль слишком нестабильной и рискованной валютой для международных расчетов.
За российским валютным рынком внимательно следят в Китае. На сайте официального печатного органа КНР «Жэньминь жибао» вчера в разделе главных новостей дня была размещена статья о сомнениях китайских аналитиков в надежности российской валюты. «Центробанку России очень трудно в одиночку переломить тенденцию снижения курса рубля. Силы рынка огромны, а это вынужденное противостояние лишь ускорит расход валютных резервов Центробанка», – приводит издание слова аналитика государственных рисков и кредитов Ли Хайшаня.
Рубль приносит проблемы не только российской экономике, но и китайской. «Быстрая девальвация рубля влечет за собой огромные риски валютного курса для китайских экспортных предприятий, в особенности для тех, которые подписали контракты с рублем в качестве расчетной валюты», – утверждает Ли Хайшань. Правда, как он уточняет, доля именно рублевых расчетов в торговле между Россией и Китаем пока относительно невелика.
Сомнения китайского аналитика, процитированные официальной прессой КНР, можно расценивать как признак, что китайские партнеры подготавливают себе почву для отказа от взаиморасчетов в российской валюте в случае дальнейшего ее ослабления.
Но и расчеты с Россией в долларах или юанях тоже не кажутся сейчас китайским партнерам безопасными. Как говорит Ли Хайшань, «для предприятий, которые подписали соглашения с долларом США или юанем в качестве расчетной валюты, девальвация рубля может увеличить риск нарушения договора». Другими словами, китайская сторона опасается, что Россия не сможет выполнить взятые на себя обязательства из-за экономической нестабильности и абсолютной непрогнозируемости обвалов национальной валюты.
«Девальвация может понизить статус и привлекательность рубля в китайско-российских расчетах, в то же время она может увеличить стоимость импортных товаров для России, что неблагоприятно отразится на экспорте из Китая в Россию», – делает вывод Хайшань.
Подобные сомнения китайских партнеров могут стать неприятной неожиданностью для российских властей. Ведь чем хуже становились отношения России с Западом, тем чаще президент Владимир Путин говорил о необходимости перейти на взаиморасчеты в национальных валютах со странами, не поддержавшими антироссийские санкции. И основная ставка делалась российской властью именно на Китай.
В мае на Петербургском экономическом форуме президент объявил, что уже к 2020 году Россия и Китай планируют удвоить взаимный товарооборот. «При этом во взаиморасчетах (мы. – «НГ») намерены последовательно повышать долю рубля и юаня. Формируются совместные инвестиционные и банковские структуры. Такая сеть позволит обеспечить финансирование крупных проектов мирового уровня – в инфраструктуре, в добыче и переработке полезных ископаемых, в машино- и авиастроении, в создании наукоемких производств», – говорил Путин.
Затем в ноябре на Деловом саммите форума АТЭС президент рассказал, что благодаря взаиморасчетам в национальных валютах Россия и Китай смогут влиять на мировые финансовые и энергетические рынки, и прежде всего на доллар. «Это будет означать, что… влияние доллара, скажем, в мировой энергетике будет объективно снижаться», – пояснял он.
Правда, президенту пришлось тогда убеждать бизнесменов, что все невзгоды рубля – временное явление: «У нас сегодня наблюдаются спекулятивные прыжки курса, но, думаю, это в ближайшее время тоже прекратится, имея в виду те действия, которые Центральный банк предпринимает в ответ на действия спекулянтов».
Можно предположить, что скоро в привлекательности рубля начнут сомневаться и другие страны, которые еще недавно чуть ли не сами просили Россию отказаться от доллара. Напомним, летом этого года Турция сама, как тогда подчеркнули в Минэкономразвития РФ, предложила России перейти на взаиморасчеты в национальных валютах. Эта тема поднималась и в ходе недавнего визита Владимира Путина в Анкару.
Также планируют перейти на национальные валюты в своих расчетах Россия и Иран. О том, что центробанки двух стран сейчас над этим активно работают, рассказал в конце ноября министр экономического развития Алексей Улюкаев. Уже перешли на рубли во взаиморасчетах Россия и Северная Корея. В конце октября этого года, как сообщали информагентства, состоялись первые операции.
По словам опрошенных «НГ» экспертов, у китайских партнеров действительно есть повод для беспокойства. «За последние пять с половиной месяцев российская валюта потеряла в цене около 60%. Вполне естественно, что Пекин обеспокоен курсовыми рисками при работе с рублем», – говорит главный аналитик UFS Алексей Козлов. Однако, как уточняет эксперт, мы должны понимать, что российско-китайское сотрудничество – вопрос не только экономический, но и политический, стратегический. «Нестабильностью рубля участников такого сотрудничества не испугать», – уверен эксперт. По его мнению, наиболее вероятной валютой в расчетах между Россией и Китаем выступает юань. «И это уже не слепой выбор, а экономически продиктованные реалии», – говорит Козлов.
В то же время аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева считает, что опасения китайцев относительно девальвации рубля оправданы только при взаиморасчетах в юанях: «Центробанк РФ и Народный банк Китая (НБК) заключили соглашение, согласно которому покупка юаней для расчетов с партнерами будет происходить напрямую у НБК по фиксированному курсу. Поскольку курс фиксированный, то при дальнейшем ослаблении рубля банк будет проигрывать».
«Пока объемы взаимных расчетов между странами в рублях и юанях очень маленькие, пересматривать условия сотрудничества нет смысла. Как только эти объемы начнут уверенно расти, условия сотрудничества могут быть изменены. Сейчас Китай просто ограничивается тонкими намеками», – комментирует ситуацию Кокорева.
По ее словам, девальвация рубля не устраивает всех торговых партнеров, с которыми Россия производит расчеты в национальной валюте. «Например, Казахстан и Белоруссию. Тем странам, у которых большой торговый оборот с Россией, приходится ослаблять собственную валюту, чтобы удерживать баланс», – говорит Кокорева.
Зампредправления Локо-Банка Андрей Люшин считает, что теперь все больше соглашений между РФ и КНР скорее всего будет заключаться исключительно в долларах, при этом китайцы могут запросить больше гарантий в случае нехватки валюты у России. «По этому пути пойдут и другие страны, которые задумывались раньше о переходе на расчеты в национальных валютах», – считает Люшин. В противном случае, если расчеты будут в рублях, договоры пришлось бы постоянно пересматривать.